Тарас Шевченко написал несколько баллад, которые идейным направлением, поэтическим мастерством, образным системой были явлением оригинальным, новаторским. Баллада «Тополя» начинает описанием одинокого тополей, который растет в широком поле. В каждого, кто увидит дерево, оно вызывает сочувствие:
Когда я читал стих «Мысль» Тараса Шевченко, я заметил, что он очень похож на народную песню. Мне это чрезвычайно по душа такие произведения, так как они такие же эмоциональные, задумчивые и волнительные, как и народные песни. Стих «Мысль» имеет глубокое содержание. Он повествует казаком, который старался найти свою судьбу в большом и жестоком мира. Казацкое сердце сравнивается с синим морем, которое «играет». Сердце зовет казака на поиски судьбы в чужие края, Он уверен, что найдет ее там. Но что-то подсказывает ему другое:
В последнее время начали появятся произведения малоизвестных писателей Тараса Григорьевича Шевченко и его творчество, в которых: авторы стараются довести абсолютно дикие идеи, что наш поэт был воинствующим атеистом и даже последователем вампиров. Последнее утверждение они выносят из того, что в произведениях Шевченко часто использует слова «кровь», «смерть», «горе» и т.п. Не знаю почему, но мне совсем не хочется говорить в недощелочности подобных упреков. А вот с утверждением об атеистических взглядах нашего поэта можно поспорить, тем более, что в богоборчестве Шевченко начали предъявлять обвинение еще с конца XIX столетия. Версия об «атеизме Шевченко» создавалась людьми, которые сами не верили в Бога и искали среди гениев поддержки своим взглядам. С этой целью часто цитируется отрывок из поэмы «Сон», где Шевченко рассказывает о несправедливом мире, в котором один обирает людей, второй «острит чем на брата», третий «выждет несчастливое в тебя время и запустит пазури в жарких», еще кто-то из отечества «кровь, как воду, точит…» А братии молчит, таращит глаза и будто соглашается со всем. Поэт гневно выкрикивает:
Мистерия «Большой погреб», которую Шевченко написал 1845 года в Миргороде, самое продолжительное время была предметом мистификации и фальсификаций. Чего только не приписывали Шевченко, каких только сокровенных мыслей не искали в произведении, как только не перекручивали его содержание и образы. Появление такого нехарактерного для творчества Шевченко жанра, как мистерия, приписывали влияния западноевропейской и давней украинской литературы. И источником этого произведения послужило украинское народное творчество, историческое прошлое Украины и страшные картины жизни народа, которые Шевченко увидел, находясь в Чигирине, Суботови, что когда-то были ячейками освободительных движений. Поэма «Большой погреб» имеет три раздела, а в каждом из их по три персонажа, которые характерны для устного народного творчества. Шевченко изобразил момент, когда девушка простилась со своим москалем и возвращается в село, стараясь прикрыть свой уже великоватый живот красной запаской, а за офицером только пыль ложится; край дороги сидит дедушка, грустно посматривает на девушку; на одной стороне могила, на могиле ветряная мельница, а дальше видно степь. В поэме «Екатерина» этот момент отсутствующий совсем, но параллель между картиной и поэмой прослеживается довольно четко.
В начале XIX столетия на Украине развивается театральное искусство. Помещики в своих имениях создают домашние театры, в которых играют крепостные. Позднее начали возникать профессиональные театры в Одессе, Харькове, Полтаве. Повысился спрос на драматургию, а пьесы Котляровского, Квтики-Основьяненка хотя и имели огромный успех у зрителей, тем не менее не могли удовлетворить всех потребности театров. Тарас Шевченко любил театр, понимал его значение для культурного развития Украины, для воспитания моральных качеств людей, а потому решил написать несколько пьес. «Назар Стодола» - это единая пьеса, полный текст которой дошел к нам. Пьеса Шевченко была в украинской драматургии новой. Ее нельзя назвать сугубо историческим или бытовым произведением. Действие в пьесе происходит в XVII столетии. В неи нет определенных исторических событий, реальных исторических лиц, но здесь воспроизведен исторический колорит казацкой эпохи, характеры героев тех времен. Конфликт пьесы завязывается в бытовом плане: Назар и Галя любят друг друга, но отец девушки, сотник Фома Кичатий, хочет иметь зятя-полковника.