Влас Алексеевич Самчук (настоящая фамилия - Данильчук) родился 20 февраля 1905 года в селе Дермань на Ровненщине. Родители - Алексей (1869-1936) и Анастасия (1877-1933) - были зажиточными крестьянами. Из пятерых детей выжил лишь он. Осенью 1938 - весной 1939 года У. Самчук как корреспондент принимал непосредственное участие в провозглашении Закарпатской Украины под проводом Августина Волошина. После поражения этой бесшабашной попытки самостоятельного государственного строительства писатель попал к венгерской тюрьме, откуда ему почти чудом удалось выскользнуть. Следствием этих впечатлений стал роман «Горы говорят». Произведения У. Самчука написанные в лучших традициях европейской реалистической прозы, для которых характерные масштабность и охват действительности, глубокое раскрытие психологии персонажей. Писателю удается соединить сказ с поэтизацией крестьянской жизни.
Работа над романом «Желтый князь» была для Василия Барки нелегкой, так как те страшные картины голодомора, которые он видел очевидно, гостя у брата на Полтавщине в 1932 году. Поэтому в романе и воспроизведенные те страницы украинской истории - страницы страданий, отчаяния, греха, смерти. Василий Барка стремится в своем романе показать болевую правду о советской тоталитарной системе, которая уничтожает все светлое и гуманное на пути достижения своей цели. В романе изображена жизни украинской семьи Мирона Катранника. Это обычная земледельческая семья, которая жила за всеми нормами христианской морали, пожизненными традициями украинцев, жила в миру и согласии. И голодомор перечеркнул существования тысяч семей на нашей плодородной земле. И возникают перед читателем картины людоедства, поля, покрытого трупами; вокзала, где умирает иметь Дарья Александровна, не дождавшись сына; магазина, где торгуют (даже страшно выговорить); безлюдного двора Катранников, где умирает, даже не успев зайти к дому, измученный голодом и трудной дорогой отец.
Сочинение романом Ивана Багряного «Тигроловы». Впервые оценивал тексты из религиозных позиций диспорный литературовед Богдан Романенчук, который прокомментировал месть Григория Многогрешного (роман «Тигроловы») своему бывшему следственному Медину в такой способ: «Хотя мы есть христиане и должны руководствоваться в жизни христианскими основами, которые говорят за камень платить хлебом, и однако жизнь такое жестокое и не-христианское, что с теми основами далеко не зайдешь, …самая жизнь побуждает пользоваться другой, как христианская, основой - глаз за глаз, зуб за зуб, или таки просто основой того «ближнего»… (от которого) хочется уберечь свою жизнь». Прежде чем оценить поступок Многогрешного из позиций христианского учения, необходимо решить, допускает ли воля персонажей Ивана Багряного наличие моральных ограничений для себя. Герои Багряного не является аморалистами. их личный взгляд на этику включает честность, принципиальность, недопустимость измены, обостренное ощущение несправедливости, право на суд и в указанных проявлениях є своего рода моральным максимализмом. Например, сам Многогрешный убежденный, что единое преступление, совершенное им, - кража орехов у бурундука через несколько дней изнурительного бега от преследователей. Наверное, он не перестал думать так и после убийства своего бывшего следователя. Еще лучше эту ситуацию проясняет моральное лицо семьи Серков, в которых живое Григорий в тайге. Мир официоза, суровости, унижение им ненавистный, они высмеивают и возражают его. В этом оказывается их стихийность и импульсивность: даже если НКВС не даст разрешения на винтовку, не следует весьма этим проникаться. С другой стороны, Серы последовательные в соблюдении собственных законов: гостеприимности, права собственности, религиозности, признательности, солидарности, трудолюбия. Для них грех - компромисс с собой, совестью.
Сочинение на тему - ранняя проза Владимира Винниченко. Владимир Винниченко - один из украинских прозаиков и драматургов. Но его человеческая и творческая судьба составлялась очень тяжело. В свое время за откровенные выступления был объявленный врагом социализма, националистом, агентом империалистических государств, интервентом. И как следствие - сидел в тюрьмах, жил нелегально, эмигрировал и снова, рискуя, переходил границу. «Метры» же критического цеха, увидев в прозведениях писателя образы болезненно-безвольные, неустойчивые в убеждениях и даже аморальные в поведении, называли его проповедником индивидуализма и сплошной аморальности. Его имя было похоронено под тоннами критических статей, его творчество старательно обминалось составителями учебников и энциклопедий. Но он снова поворачивается к нам из свыше полувекового забвения. Дебютировав 1902 года рассказом «Сила и красота», Винниченко поразил силой слова, жизненностью не только простого читателя, а и таких литературных авторитетов, как Леся Украинка и Иван Франко.
Богдан Хмельницкий - гетман Украины, выдающийся государственный деятель и полководец. Хмельницкий прибавил много усилий для организации украинского войска, установление дипломатических связей с другими странами, вел непримиримую борьбу с польской шляхтой. О Богдане Хмельницкого очень много написано в нашей литературе. Это один из популярнейших образов в истории Украины, который сделал много для того, чтобы страна была свободной и сильной, так как в те времена крымские татары забирали в плен много украинцев. Большая часть Украины зависела от польских господ, и Хмельницкий делал много, чтобы страна была независимой. Народ очень любил этого гетмана и воспел его подвиги в стихах, поэмах. Тяжело найти в литературе фигуру, о которая написана так много. О нем пишут писатели, историки, так как этот человек сделал очень много, оставила значащий нужно в истории. Один из известнейших романов о Хмельницком - это роман Павла Загребельного «Я, Богдан». В этом романе читатель становится свидетелем того, как Хмельницкий из рядового казака вырос до гетмана, а народные массы стали усматривать в нем олицетворение самых себя. Очень много взвешивает в этом уравнении (Богдан - народ) мощно изображенный интеллект ощущений и мыслей гетмана. Это человек, в самом деле титанического ума и сердца. Величие Богдана в потому, что он первым увидел свой народ в историческом контексте и вместе с тем осознал себя вписанным у бессмертия народа. Свое призвание Богдан видел не в том, чтобы только выигрывать битвы, а чтобы «выигрывать народную судьбу». «Стать отцом не на миг, не на день, а на века - вот над чем я думал той июньской ночи…» - говорит Богдан в финале романа. В тех раздумьях случаются временные противоречия («Любил петь, хотя и знал, что пение являются признаком отсутствия мышления», «народ некогда не знает, где его свобода. Дорог много, а свобода одна»); художественная нагрузка, которые несут они, можно трактовать как попытку показать трудность, а временами и противоречивость путей, которыми идут народы и их лидеры к познанию больших жизненных истин.