Выдающимся достижением в области не только русской, но и мировой драматургии явилось творчество А. П. Чехова. Он создал новый драматический жанр, условно называемый «лирической драмой». Сам Чехов свои пьесы считал комедиями, но комедийные элементы в них соединяются с трагедийными. «В чеховской драматургии получает развитие тема, возникающая и в его прозе: утрата внутренних связей между людьми. Персонажи чеховских пьес ограждены друг от друга невидимыми заслонами, каждый погружен в свое состояние. Диалог в чеховских пьесах тяготеет к монологизации - каждая реплика строится как своего рода «микромонолог». Это не означает, однако, ослабления единства пьесы - оно поддерживается общей эмоциональной атмосферой, а также развитием некоего сквозного мотива, который так или иначе затрагивает судьбу каждого персонажа».
Все сочинения-рассуждения, над которыми мы уже работали, представляли собой частичный разбор произведения. Теперь мы будем учиться рассуждать о произведении в целом. «Читатель - составная часть искусства», «воспринимать искусство, может быть, столь же трудно, как и творить его». Чтобы быть способным воспринимать искусство, читатель должен быть культурным, образованным, интеллектуально развитым человеком.
Сатира - это особый способ изображения отрицательных явлений жизни, пороков и недостатков людей. Отрицательное может изображаться не только в сатирических произведениях - достаточно вспомнить, например, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Деревню» А. С. Пушкина, «Думу» М. Ю. Лермонтова и многие другие. Но в сатирическом произведении пороки не только изображаются и осуждаются, но и гневно, резко высмеиваются. Смех - главное оружие сатиры, оружие острое и мощное. «Смех,- писал А. В. Луначарский,- наносит болезненные удары противнику, заставляет его терять уверенность в своих силах и, во всяком случае, делает в глазах свидетелей очевидным бессилие противника. Резко осмеивая, бичуя зло, сатирик, тем самым дает почувствовать читателю свой положительный идеал, пробуждает тягу к этому идеалу. «Под сатирою,- писал В. Г. Белинский,- следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества».
Вы, вероятно, обратили внимание, что учителя все чаще используют в обучении форму лекции. Опираясь на программу и материал учебника, они по-своему строят изложение темы, сообщают новейшие для нее данные, приводят более интересные доказательства высказанных положений. Школьная лекция в пределах 30-40 минут урока помогает вам сориентироваться в большом и сложном материале (а значит, экономит силы и время), способствует уяснению сущности излагаемой темы, развивает внимание, обогащает речь - словом, очень интересный и нужный метод познания.
Сочинение на примере сравнительной характеристики Онегина и Печорина. Как известно, Онегин и Печорин принадлежат к тому общественному типу людей 20-30-х годов XIX века, которых называли «лишними» («умные ненужности», «страдающие эгоисты», говорил о них Белинский). Почему их так называли? Что определило их появление? Что общего и в чем различие между «лишним человеком» 20-х годов - Онегиным и «умной ненужностью» 30-х годов - Печориным? Чем обусловлено это сходство и различие? Для доказательного ответа на эти и другие вопросы задание предлагает использовать прием сравнения - установления сходства или различия между двумя объектами (людьми, предметами, действиями, событиями и т.д.).