Метафорическое отображение фашизма в новелле Томаса Манна «Марио и волшебник»
Новелла немецкого писателя Томаса Манна «Марио и волшебник» была создана 1929 г. То было то тревожное время, фашизм победил в Италии и рвался к власти в Германии. Произведение написано на итальянском материале, но содержание его непосредственно касалось и тогдашней немецкой действительности, звучал острым предостережением не только немцам, а и всему человечеству. Действие происходит ли в курортном городке Торре де Венере, здесь все оказывало содействие отдыху. Не было лишь одного - ощущение душевного комфорта в отдыхающих. «Злость, раздражение, напряжение, висели в воздухе». Отношениям между людьми «браковало искренности и непринужденности», Причина такой душной атмосферы заключалась в сугубо политических амбициях хозяев курорта - итальянцев, связанных с идеей исключительности их наций. «Итальянцы легко обижались, весьма любили демонстрировать собственное достоинство» перед иностранцами.
В конце сезона по всему городу были вывешены афиши, которые извещали о выступлении кавалера Чиполли, - странствующего виртуоза, мастера развлекать публику, заклинателя, иллюзиониста и шута. Люди пришли развлечься. Тем не менее, кавалер Чиполла, что выдавал себя за циркового фокусника, превращал свои аттракционы на злые издевательства со зрителей, делая из них посмешища, послушных кукол! Он имел незаурядную самоуверенность и чувство собственного достоинства, ставя себя значительно выше толпы людей. Это был «мужчина неизвестного возраста, но, бесспорно, не молодой, с резко очерченными колющими глазами, осунувшимся лицом, крепко сжатым морщинистым ртом, подкрашенными в черный цвет усиками». Под рукой а волшебника было что-то странное и неуместное - нагайка со серебреной рукоятью в форме когтя. Артист «был одет в элегантный, но химерический вечерний костюм». Всем своим видом Чиполла отвечал типу шарлатана, ярмарочного шута XVIII ст. Это значит, что человечество за два столетия мало изменилось?
Довольно было красноречивого объявления, чтобы одурманить главы туристам - на выступление «собралось целое Торре». Довольно было нацистам провозгласить лозунги - и молодежь, не колеблясь, доверчиво пошла за Муссолини и Гитлером. «Искусство» Чиполли родственное с фашизмом. Затеи гипнотизера, которые демонстрировал зловещий горбун на итальянском курорте, - точное соответствие деятельности фашистов в европейском масштабе: пренебрежение к человеческой личности, желанию насмеяться, принизить, уничтожить.
- «Чиполла уже из первых своих номеров практически не скрывал настоящей сути своего искусства, а второе отделение программы было откровенно посвященное только специальным упражнениям, демонстрации обезличения человека и покорение ее чужой воле, хотя он и дальше прикрывался своим красноречием».
Томас Манн мастерски передает психологический залог аудитории, которая пришла посмотреть на это сомнительное зрелище. Казалось, что все люди вмиг стали одним целым, которое противостоит зловещему волшебнику, но противостоит мысленно, не обнаруживая при этом открытого протеста. Безобразная фигура в сюртуке вызывала жуткое, отвратительное впечатление, тем не менее, странным образом держала всех под контролем, в своей власти. При всей сомнительности увиденного, при всем бессмысленном и жестоком унижении человеческого достоинства автор, тем не менее, говорит, что «этот калека оказался сильнейшим гипнотизером» из всех, которых ему когда и приходилось видеть. Так мастерски с помощью гипноза овладеть мыслями и жизнями большого количества людей мог только талантливый волшебник.
Позднее в одной со своих статей Т. Манн сказал о Гитлере: «Тип укротителя зверей, вооруженного бичом и револьвером, тип гипнотизера масс…» Эта характеристика фюрера полностью совпадает с художественным образом «волшебника» Чиполли. Красноречивым есть тот факт, что лидер итальянских нацистов Муссолини сразу внес новеллу Томаса Манна «Марио и волшебник» к списку запрещенных произведений, так как в ней художник, ярко срисовав настоящее лицо фашизма, гневно осудил любые проявления фашизма, старание обезличить человеческую личность.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Метафорическое отображение фашизма в новелле Томаса Манна «Марио и волшебник» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: