| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Обзор творчества Лиона Фейхтвангера

Большим литературным успехом пользовался Лион Фейхтвангер (1884-1958). Проблематика его произведений, созданных в 20-е годы, близка к проблематике романов Б. Келлермана и А. Цвейга тех лет: это осуждение войны и осмысление революции с позиций буржуазного интеллигента. Уже в первых произведениях Фейхтвангера проявляется сильная сторона его литературного дарования, состоявшая прежде всего в способности откликаться на самые актуальные события. Эта особенность творчества Фейхтвангера в какой-то мере связана с тем, что он начал свою литературную деятельность как драматург. Эти события помогли «освободиться от определенных предрассудков класса, к которому я принадлежал но рождению». Еще во время войны Фейхтвангер начал работу над «драматическим романом», появившимся в 1920 году, в под названием «Томас Вендт». В этом произведении писателя волнуют «пути в будущее», которые открывает революция. Умозрительные построения Л. Фейхтвангера были далеки от реальных событий революции в Германии. Это явственно проглядывает сквозь нарисованную им фигуру чуждого действительности «революционера в мыслях» Томаса Вендта, который занят решением дилеммы, действовать или не действовать, обладать властью или познать власть и тем преодолеть ее. Альтернативы, перед которыми Фейхтвангер ставит своего героя, абстрактны, они схематизируют ситуацию, но в то же время делают более прозрачными, более доступными мысли самого автора.

Принцип острой антитезы Фейхтвангер переносит и на свои исторические романы. Это можно видеть на примере романа «Безобразная герцогиня» (1923). Фейхтвангер строит несколько антитез, которые определяют конструкцию всего романа. История Маргариты Тирольской предстает перед нами в виде повести летописца, который спокойно и безучастно сообщает потомкам о событиях, свидетелем коих он был. Такой прием - не литературная стилизация в духе Тацита, а выражение принципиального взгляда писателя на жанр и структуру исторического романа. Выражением этого взгляда является и такая особенность романа, как отсутствие в нем диалогов: все разговоры передаются в виде косвенной речи.

В 1930 году Фейхтвангер публикует роман «Успех», замысел которого сам автор раскрывает в подзаголовке: это три года из истории одной немецкой провинции.

В романе предстают не только документально засвидетельствованные события, но и реальные исторические лица. Многие из них названы своими именами. Но центральные персонажи - это фигуры, созданные художественной фантазией автора, хотя он не скрывает черт их прототипов. Не случайно в Каспаре Прёкле нетрудно узнать портрет Брехта с его известной в литературных кафе сильно поношенной коричневой кожаной курткой, а в Жаке Тюверлине - черты самого Фейхтвангера. И совсем уже не случайно в образе Руперта Кутцнера, маньяка и политического шарлатана, фюрера партии «истинных  немцев»,   совершенно  явственно  виден портрет   Гитлера.

Роман «Успех» показывает зарождение фашизма в Германии - не только лицо этого движения, которое обнаружило себя во время мюнхенского «пивного путча», но и закулисные силы, подталкивающие фашистских молодчиков. Лживость и продажность буржуазной демократии, традиционная реакционность юнкерства и военщины, агрессивность новых «капитанов промышленности» способствуют росту влияния партии «истинных немцев». По сути, лишь несвоевременность выступления путчистов оказывается причиной их провала. Такой вывод неизбежно складывается у читателя, которому хорошо известно продолжение нарисованной Фейхтвангером истории одной провинции. Проницательность немецкого писателя была отмечена -А. М. Горьким, считавшим, что «его книга,- насколько она разоблачает  некий  гнусный процесс,- исторически ценная   книга» .

Вышедшая вслед за романом «Успех» первая часть трилогии «Иосиф» весьма далека от злободневности предыдущей книги. Рисуя историю борьбы Иудеи против Рима, Фейхтвангер в романе «Иудейская война» на примере Иосифа Флавия развивает свою идею мирового гражданства и культуры. В этом произведении отразилось стремление писателя найти категории, которые позволили бы подняться  над  современностью  и  истолковать  ее  исторический  смысл.

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Обзор творчества Лиона Фейхтвангера . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz