Действительность и мечта в поэзии Шарля Бодлера
Французский поэт, литературный критик, переводчик. Именно он впервые применил термин «модернизм» в одной со своих критических статей. «Цветы зла» - главный сборник стихотворений Бодлера, который создавался на протяжении жизни (как, например, «Кобзарь» Т. Шевченко или «Человеческая комедия» О. Бальзака), она вышла в печать в 1857 году и содержала 100 стихов, переиздание 1861 года имело 126 стихотворений. В книге отражены художественные взгляды Бодлера: конфликт между мечтой и действительностью, поиски прекрасного в мире, стремление к совершенству. Высказываясь словами русского поэта А. Блока, «находясь в аду, он грезил белоснежными вершинами». Бодлер соединил в своем творчестве эпоху прошлого и грядущего - здесь найдем элементы романтизма, неоклассицизма, декаданса, символизма, авангардизма. Бодлер разный, именно поэтому его последователями стали поэты разных направлений: П. Верлен, А. Рембо, В. Брюсов, Т. Элиот.
Французского поэта Шарля Бодлера можно считать романтиком жизни. Тогдашняя Франция казалась ему скучным пустым царством буржуа. Это понятие означало для поэта не классовую, а духовную категорию. Бодлер стремится изменить мир. Сборник стихотворений «Цветы зла» - это духовные поиски современного человека. Мир возникает в образе моря. Изображая действительность как «море засоренных улиц городских», поэт сердцем льется к другому моря - «где сияния много». Не принимая прозаичности будничной жизни, он стремится возвратить тот утерянный рай (идеальный мир), в котором творец жил в детстве:
- Мой рай зеленый, любовь детская
- Цветы и поцелуи, забавы и песни,
- И скрипка, которая в тоскует и плачет…
А может, рай-идеал - где-то в далеких экзотических странах. А вот как в
стихотворении «Путешествие» Бодлер изображает действительность. Это и тиран, и народ, «влюбленный в господствующий кнут», несколько религий, «что взбираются к небам и все простертые ничком», «все наркозное зелье», «что мира “нашего подробный инвентарь». И поэт делает вывод:
- Этот мир, затиснут в муторные берега,
- Представляет образ наш - сегодня, завтра, всегда.
- Оазисы ужасов среди пустынь скуки.
Стихотворение «Путешествие» - это своеобразное духовное путешествие человечества к бездне, от которой не может спасти «горстка мудрецов.
Но, «блуждая духом по местам суровым», поэт встречает раненного лебедя («Лебедь»), что сбежал с клетки. Это величественный «изгнанник-страдник», который мечтает «о чистой глади прудов». Это сам поэт, который стремится к идеалу. В стихотворении «Альбатрос» он возникает в образе воздушного путешественника - альбатроса. «Гурьба невменяемая» - это реальность, и исполинский птица-поэт может жить только «среди туч».
Итак, в своих стихах Бодлер противопоставляет действительность идеала, признает великую миссию поэта - спасти мир своим страданием и величием души. Но невозможность достичь идеала на земле вызывает у поэта разочарование, и он впадает в отчаяние. Отсюда также понимание назначения поэзии как средства выращивания цветов (т.е. Прекрасного) из зла, а также его черная меланхолия и тотальный нигилизм. Поэт не только не обращался к Богу за помощью - он демонстративно пренебрегает им и склоняется перед Сатаной. Вместе с тем некоторые черты стиля Бодлера противоречат романтизму: тщательно взвешенная композиция и безупречная форма поэзии. Не воспринимает поэт и романтического понимания природы как источника обновления чувств или средства защиты от цивилизации. Природа возникает у Бодлера врагом человека. Он ищет вдохновение в «другой природе» - искусственной: в произведениях искусства и человеческого труда.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Действительность и мечта в поэзии Шарля Бодлера . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: