Художественная самобытность басни «Пан и собака»
Одним из ярчайший произведений Гулака-Артемовского является басня «Пан и собака». Жанр басни вообще был довольно распространенным в литературе XIX столетия. В своих баснях украинские писатели излагали свое отношение к общественному порядку, который властвовал в Украине. В аллегорической форме, часто через образы животных, птиц, растений и предметов, баснописцы изображали господ и простой народ, который все время страдал от их деспотизма и своеволия. Именно такой является и басня Петра Гулака-Артемовского «Пан и собака». Главный персонаж басни - пес Рябко является олицетворением простого человека из народа, который находится на службе у господ. Рябко трудолюбивый и честный, сам автор делает ударение на этом: «Хотя есть хлеб Рябко наш не любил: ел за пятерых, но то ел, что заработал».
Рябко хочет верно служить своему господину. Но он видит возможность прислужиться не в заискивании, а в честном труде, поэтому Рябко не спит всю ночь, стараясь по возможности внимательнее присматривать за господским имуществом. За это утром Рябко побили, так как из-за рычания Рябко господин не спал. Следующей же ночью, усвоив «науку», Рябко молчит, а в это время господина грабят, и Рябко снова побит.
- Чем, люди добрые, так это я провинился?..
- За что же насмехаетесь?.. - сказал наш горемыка. -
- За что издеваетесь вы надо мной так?
Рябко не понимает, в чем его вина. Так же, наверное, и простые крепостные, стараясь выполнить свою работу, все равно оставались наказанными, не понимая, за что они наказаны. Им, наверное, было непонятно, что они наказаны просто из-за того, что господину невозможно угодить, что не делай. В конце концов, Рябко приходит к такому выводу: «Пусть им служит более рябой в болоте бес! Тот дурак, кто глупым идет господам служить, А больший дурак, кто им хочет угодить! Или лает Рябко, или молча ночью спит, Все равно Рябко будет побит». Басня Гулака-Артемовского - острая сатира на крепостной порядок в Украине. Она изображает типичное отношение господ к представителям простого народа, которые работали на них.
Байкарское наследие Гулака-Артемовского характеризуется чертами новаторства. Писатель широко использовал фольклорные традиции, его язык яркий и всем понятен, использует баснописец и народные поговорки. В аллегорической форме автор изображает в своих баснях типичные фигуры, которые он имел возможность наблюдать каждый день. Часто в его произведениях в аллегорических образах мы наблюдаем определенные характеры, которые не потеряли актуальности и в наше время.
Во многих своих баснях писатель осуждает отношение господ к крепостным, несправедливость и унизительность крепостного порядка, который властвовал в Украине.
Я считаю, что басни Гулака-Артемовского имеют большое значение для украинской литературы. Кроме глубокого смысла, который вложил писатель в простые, на первый взгляд, аллегорические образы, его басням присущи совершенство художественной формы, приемов и тропов, которые использованы Гулаком-Артемовским в баснях. Не следует забывать также, что творческое наследие писателя не ограничивается баснями. Им созданы также баллады, притчи, сказки, поэмы. Но моя мысль такова, что, несмотря на смысловое и художественное совершенство всех произведений писателя, басни являются ценнейшей частью из творческого наследия Гулака-Артемовского. все они являются смелым сатирическим протестом против несправедливости и своеволия. На примере его басен мы еще раз убеждаемся, что сатирическое перо может быть по-настоящему острым оружием в борьбе за правду.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Художественная самобытность басни «Пан и собака» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: