Литературный процесс XX столетия чрезвычайно сложный и противоречивый, но именно XX столетие дало украинской литературе непересекающиеся таланты, которые были не только одаренными художниками, а и сильными личностями, мужественными и непобедимыми, они стаются в истории, в памяти современников и потомков. Две волны литературного процесса XX века вызывают настоящее увлечение как художественно завершеными произведениями, так и самыми художниками: это так называемое «расстрелянное Возрождение» 30-х лет и шестидесятых. Обе плеяды гениев испытали жестокие репрессий и издевательства цензуры. К поэтам-шестидесятникам принадлежат известные всем фигуры, лишь некоторые из них обошла трагическая судьба…
Василий Семенович Стус родился 6 января 1938 года в селе Рахнивка Гайсинского района на Винничине в крестьянской семье. Учился сначала в местной школе, потом - на Донбассе, куда переехала его семья. После окончания историко-филологического факультета Донецкого (тогда еще - Сталинского) педагогического института в 1959 году В. Стус два месяца отработал учителем на Кировоградщине, откуда был призван в армию. Первой публикацией в центральной печати стала подборка стихов в «Литературной газете» (теперь - «Литературная Украина») 22 декабря 1959 года. Возвратившись из армии, поэт в 1961-1963 годах учительствовал в Горловке на Донбассе, работал литературным редактором газеты «Социалистический Донбасс». В 1963 году В. Стус поступил в аспирантуру Института литературы им. Т. Г. Шевченко, окунувшись в водоворот литературной жизни Киева. Его поэмы появляются в журналах «Отчизна» и «Днепр». Но в 1965 году В. Стуса исключают из аспирантуры Института литературы, когда он после премьеры фильма С. Параджанова «Тени забытых предков» в киевском кинотеатре «Украина» обратился к зрителям и предложил высказать протест против арестов украинской интеллигенции. В приказе значилось, что поэт уволен «за систематическое нарушение норм поведения аспирантов и работников научного учреждения».
Василий Стус - поэт лирико-философского слога. Философичность его поэзии является свойством мироощущения, мировоззрения. «Один из наилучших друзей - Сковорода»,- так полушутливо написал он в 1969 году. Если в начале, в стихах часто встречается имя философа - поэт старается воссоздать какие-то биографические моменты, то позднее «познай самого себя и через себя - мир» Сковороды глубоко и органически войдет в поэзию Стуса, определив определенной мерой смысл его «самонаполнения». Все более часто появляются раздумья над собственной судьбой, над своим призванием быть «певцом Вселенной», над судьбой своего поколения:
Василий Стус - один из величайших украинских поэтов нашего столетия. Это светлый образ человека, который стал символом несокрушимости духа, человеческого и национального достоинства. Это самобытный поэт, склонный к философскому углублению поэтического слова и вместе с тем - к синтезу глубинных источников традиционного украинского образотворчества и поэтического языка ХХ ст. Поэзия Стуса пришла к нам не так давно и дальше доходит, как свет далекой звезды. Его имя вошло в жизнь нашей страны на мощной волне национального возрождения и государственного утверждения Украины. Это время разрушения идеологических табу, время открытия новых знаний о прошлом и современном Украины, время радостного развеевания сине-желтых знамен… Эта незабываемая страница нашей истории освящена именем Василия Стуса.
Сколько людей умных, хороших потеряно! Так уж повелось у нас: при жизни - хулят, после смерти - хвала и даже погребение останков на Байковом кладбище… Высокий ростом, худой, стройная твердая осанка, решительные колющие глаза из-под густых нахмуренных бровей, резкий целенаправленный профиль, острый, любознательный ум, безграничная влюбленность в родное слово, тревога за его будущую судьбу - таким запомнился Василий Стус и друзьям, и врагам. Сейчас, когда фигура Стуса как борца и как поэта знакома всему миру, обнаружилось много известных и малоизвестных людей, которые называют себя его верными друзьями. Но почему их было так мало рядом, когда поэта мучили, судили, отправляли в лагеря, когда он не имел возможности писать, печатать свои произведения, когда остерегался сказать лишнее слово, которое могло повредить не ему, а кому-то другому?.. С ним часто говорили «искренне», советовали «немного поберечь себя». К «теории самосохранения» тогда прибегало немало людей из творческой интеллигенции, в частности и молодежь, когда надо было примирить собственную совесть с необходимостью как-то выжить. Поэт С. Крижановский «успокаивал»: