Украинская поэзия довольно тесно связана с историей нашего народа. Она и определялась жизням народа, была вершиной его духовности. В ярчайших своих проявлениях она опережала время, вступала в разногласие с неправдой, за что платила судьбами и жизнью лучших своих сыновей, одним из которых был Василий Семенович Стус. Поэт-диссидент, репрессированный коммунистическим режимом, Василий Стус в своих поэмах отходил от традиционной стихии украинской лирики, старался осмыслить трагедию Украины сквозь призму философии. Его энергичное поэтическое слово требует от читателя значительных интеллектуальных и эмоциональных усилий, знание культурологических источников, которые его питали. Поэт всегда был внимательным к современным ему модернистским веяниям в литературе, воспринимая их в конструктивном сопоставлении с художественной традицией, с вечными ценностями.
В украинской истории, еще начиная со времен Киевской Руси, летописи играли неоценимую роль. Традиция летописания продлевалась также в период казачества и Гетманщины. Летописи Грабянки, Самовидца, Величко удостоверяли процесс интенсивного пробуждения нации к жизни и гусударствотворчества, отображали ее героическую борьбу против чужеземцев. Их авторы старались быть объективными, поэтому не скрывали и позорных поступков казацкой старшины, которые привели к потере только что добытой свободы, к ужасной Руине после смерти Богдана Хмельницкого. Вследствие этого Украина потеряла независимость, превратилась в наймичку своих соседей - Польши и России. Причины и следствия этой национальной катастрофы осмысливали также украинские писатели (Т. Шевченко «Большой погреб», П. Кулиш «Черный совет», Леся Украинка «Боярыня»). Их традицию продолжил и В. Стус, высказывая собственный взгляд на Руину второй половины XVII столетия, которая превратилась на долгодействующую трагедию Украины почти до конца XX столетия. Поэт обратился к лирической интерпретации казацкой летописи анонимного автора, который подписывался выразительным псевдонимом «Самовидец». По предположениям исследователей, это мог быть военный и религиозный деятель Роман Ракушка-Романовский (1624-1703). Поэт двигался в историческое прошлое по следам казацких документов, доверяя своему критическому опыту.
Василий Стус был сильным и мужественным человеком. Он никогда не преклонял голову перед жизненными обстоятельствами, перед сильными мира этого, был настоящим патриотом, который превыше всего любил свой народ, и боролся против произвола власти. Советская власть не простила ему духовной независимости. Поэту выпало ему пройти адские круги в Мордовских и Пермских концентрационных лагерях, известных своей жестокостью. Но ничто не смогло сломить закаленного духа В. Стуса. За колючими проволоками не угасала его творческая энергия, развивался независимый интеллект. Здесь, в неволе, он писал свою прекрасную философскую лирику, изучал иностранные языки, активно переводил. Такая интенсивная работа осуществлялась в почти невыносимых условиях: изнурительная работа, мизерная лагерная пайка, морозы до 50 градусов, издевательство начальников. Но поэт не склонил головы перед тупой силой, не мирился с неправдой. А вынести все эти мыканья, страдания помогало ему воспоминание о милой сердцу Украине, в которую он мечтал вернуться и которую вспоминал во многих своих стихах. Лирический сюжет стихотворения «На колымском морозе калина…» насквозь построенный на контрастах. Особенно четко проступает неестественное противостояние красок - красной как символа жизни и белой как символа смерти. Это, в сущности говоря, несовместимость двух миров - залитого солнцем, конструктивного и безобразного, каторжного, разрушительного. Последний выпадало одолевать лирическому герою, прототипом которого был сам автор. Колымское поселение («безлюдье кругом») стали частью его многострадальной биографии.
Украинская литература чрезвычайно богата на талантливых людей, есть у них некоторые общие черты характера - это непреодолимость, твердость взглядов и убедительная духовная сила и мужество. Такими были поэты-шестдесятники, большинство которых было репрессировано или расстреляно, они жили в тяжелые времена тоталитарного режима, под давлением цензуры и доносов, но не шли на компромисс с собственной совестью. Василий Стус - один из плеяды талантливых художников литературного процесса 60-х. Его творчество имеет чрезвычайное значение для всей украинской литературы. К сожалению, при советской власти ни один человек не имел право свободно высказывать свои мысли, тем более, не было возможности безопасно рассказывать кому-то о преступлениях власти, об убийствах невиновных людей искусства, об искусственном голодоморе и других ужасных поступках. Поэтому, единственным путем донести потомкам и современникам правдивые свидетельства событий и высокие философские и гражданские взгляды была литература. Поэзия Василия Стуса годов ссылки - будто рассказ о преступном режиме, о страдании свободолюбивого сильного человека, о давлении на каждую личность, которая выделяется из серой массы. Кроме настоящего художественного совершенства, поэмы Стуса, его произведения, имеют огромное значение и в этом аспекте.
Слово Василия Стуса, долго замалчиваемое, уничтоженное, но все ж таки слово, которое выжило, в конце концов возвращается к своему читателю. Поэт-патриот всегда верил в это, так как он жил на Украине, дышал ею, мечтал о ней, ждал лучших для нее времен. Василий Стус не дождался этого, но дождалось его слово, которое сейчас живет собственной жизнью. Своеобразной была любовь поэта к Украине. Он никогда не переставал ее любить, как бы тяжело ему не приходилось, как бы не старались выбить из него это чувство. Оно жило, жило на воле, жило и во время суровых колымских морозов, когда среди несогласий и страданий появлялось какое-то упоминание о родной земле, даже маленькая веточка калины… И возникает тогда перед глазами родная Украина, выпестованная и выплаканная: