Всегда ли смелые счастливы? (по роману «Тигроловы»)
«Лучше умереть, убегая, чем жить и гнить», — вот жизненное кредо сильного человека. Таким предстает перед нами со страниц впечатляющего приключенческого романа «Тигроловы» Григорий Многогрешный. Иван Багряный, автор этого произведения, убеждает читателей, что при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком, так как он родился для счастья и добра. И естественные стихии, и своеволие тоталитарного режима, и злость человеческая — все можно выдержать, все победить, если вдохновиться могущественной волей к жизни, достойному человеку.
Мы видим Григория в разных экстремальных ситуациях. Иногда кажется, что его мучения — на грани возможного! Но огромное желание жить прибавляет силы правнуку знаменитого украинского гетмана Демьяна Многогрешного. И потому этот молодой «тигр», не прирученный к покорности тоталитарной системы, побеждает, так как в неистовой охоте на его волю стойко верит: он — не нуль в истории, его душа не озверела, не захлебнулась ненавистью к людям. Мы с восхищением понимаем, что человечное сердце юноши способно сочувствовать, сопереживать и твердо верить: честный человек может бросить вызов целой сокрушительной системе и выстоять в этом поединке.
Счастлив ли сам Григорий в такой отчаянной борьбе, в таких нечеловеческих испытаниях? Не лучше ли было бы, как тысячи других, смириться, не подвергать смертельному риску свою и так уже надломленную жизнь?… Но разве можно было бы тогда эту невольное существование называть жизнью? И разве человек может быть счастливым при таких условиях? Нет! Иван Багряный, который сам всю жизнь верил в триумф человеческого достоинства, идя над пропастью, провозглашает аксиому: «Смелые всегда счастливы», как был счастлив Григорий Многогрешный, который не покорился ужасным обстоятельствам.
…Сегодня, когда наш народ испытывает немало трудностей в восстановлении независимого государства, к нам возвращаются имена тех, кто прошел долгий путь от забвения до бессмертия. Возвращаются, чтобы поддержать и вдохновить, чтобы своими произведениями доказать: счастье — это жизнь, полноценная и свободная. А свобода завоевывается только честными и смелыми поступками.
Поэтому и знак тождественности между благородной смелостью и счастьем, по моему мнению, является неопровержимым.
Открыто преследуемый характер украинской культуры, отягощенный существованием языкового барьера, по крайней мере, на восточных украинских землях, послужил причиной дефицита произведений, которые бы вызвали бодрую реакцию не только в кругу литераторов, но и стали модными в буквальном смысле этого слова.
Одним из исключений из этого правила является «Тигроловы» Ивана Багряного. Роман написан во Львове в 1943 г., когда город был островом украинской культуры, который не знал притеснений фашистского или коммунистического режима. Выдвинутый на участие в литературном конкурсе, занял первое место вместе с романом Тодося Осьмачки «Старший боярин» и сразу же получил широкую популярность. Багряный делал все, чтобы его роман появился в переводах: английском, голландском, немецком. Общий тираж «Тигроловов» на иностранном языке превысил миллион экземпляров, что дало возможность американским критикам зачислить этот роман в категорию бестселлеров. Нашей задачам будет проанализировать данный текст и выделить его основные черты, которые бы разрешили выработать «матрицу» украинского бестселлера.
Пережив юношескую веру в национальную революцию и разочарование от грубого топтания ее идеалов в тридцатых годах, Багряный искал доказательства бессмертия своего народа, основы для дальнейших надежд на его светлое будущее (роман создавался в период оживления украинской культуры во время фашистского правления, когда еще были живы надежды на создание «новой Украины» в «новой Европе»). «Моделью», «лабораторией» такой основы были дальневосточные украинцы — люди, которые сохранили национальное достоинство, традиции и закалились в поединке с природой, уничтожив «пережитки цивилизации»: манерность, распущенность, лицемерие.
Ради того, чтобы создать «новую Украину», нужно создать «нового украинца» — представителя украинской элиты. Текст романа — это хроника рождения героя. Символику и ритуалы этого рождения Багряный черпает из истории старой украинской элиты — казачества. Напряжением последних сил потомок казацкой шляхты Григорий Многогрешный сбегает из мира цивилизации (бегство из арестантского поезда), одолевает мир природы и, с риском для жизни спасши дочь патриарха казацкого рода Серков, оказывается в их среде. Его встречают, как пришельца на Сечь: дают приют, надзор, защиту, вплоть до винтовки с конем — он становится полноправным членом братства.
Дальше идет ряд испытаний, когда новичок должен доказать, что он является человеком высшего сорта:
1) стрельба,
2) ориентация на местности,
3) ночной поиск воды.
После успешной сдачи «вступительных экзаменов» новичку на общих собраниях дают новое имя («инженер») и происходит праздничный банкет (ужин). Постигая казацкие тайны, будущий герой проявляет сверхъестественные способности и умения: получает благосклонность фортуны, побеждает змеиный яд, переживает внутреннее очищение (баня), принимает участие в мистических ритуалах (Рождество). Последний этап — это тайная разведка (рейд на Хабаровск), где о его избранности свидетельствуют: одежда, общее внимание, в частности и женщин, физическое и психологическое превосходство и вершинное испытание (охота на тигра).
Так автор отвечает на вопрос, что прозвучал в начале романа: кто Кирилл Кожемяка или Юрий Победитель (т.е. мифический герой) сможет одолеть дракона — добиться права своего народа на будущее? Новорожденный герой готов к бою с драконом и получает победу, убивая олицетворение этой имперской системы — инквизитора НКВС, майора Медвина.
Григорий Многогрешный является абсолютным центром романа. Другие персонажи появляются только благодаря непосредственным взаимоотношениям с ним: Серы, тигр, Медвин. На уровне образов главный конфликт произведения проявляется в старании цивилизации подчинить первоначальную природу и уничтожить ее действительных жителей (туземцев и украинцев). Новорожденный герой Многогрешный побеждает Медвина, а, поженившись с дочерью «короля трущоб», становится полноправным хозяином тайги, и отныне его бегство в Маньчжурию — не отступление, а начало освободительной борьбы за свою землю и народ.
Таким образом, особенности этого текста совпадают с особенностями последних текстов — «кандидатов в бестселлеры», особенно «Элементала» Василия Шкляра: идеализированный образ сильной личности, потасовки и стрельба, оптимистичная и прозрачная идеология (обязательный хэппи-энд), быстрое развертывание сюжета, головокружительное действие, киносценарная структура, смесь социальных, политических и философских элементов. Однако, по моему мнению, само обращение Багряного к глубинным прослойкам украинского менталитета является одной из основных особенностей влияния его текстов на читателя.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Всегда ли смелые счастливы? (по роману «Тигроловы») . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: