Основные свои произведения И. Карпенко-Карый писал в 80-те года XIX столетие, в то время, как в обществе состоялись глубокие изменения, приобрели развитие новые, капиталистические, отношения. Началось интенсивное расслоение общества на классы, которое дало о себе знать всеми поледствиями и в Украине. Новые явления тогдашней жизни в полном и характерном их проявлении Карпенко-Карый изображает в своих произведениях очень убедительно. Не порывая с национальной театральной традицией (так как же в центре так же остается народная жизнь и народные типы), он все же таки выводит украинскую драматургию из круга домашних, личных проблем, главное внимание, сосредоточивая на общественных вопросах и расположениях духа, на экономическом развитии народной жизни. Новый материал требовал новой жанровой формы. Карпенко-Карый обращается к жанру «серьезной комедии», обогатив не только идейно-тематическую, а и жанровую палитру украинской драматургии.
Художественная полноценность литературного произведения, как известно, оказывается в том, что жизненные ситуации и человеческие типы изображаются в нем неоднозначно, из разных сторон, так как же неоднозначным, многогранным есть и самая жизнь. Именно так и обрисован образ Терентия Гавриловича Пузыря - главного персонажа комедии «Хозяин». По замыслу и его воплощением «Хозяин» - это «злая сатира на мужскую любовь к стяжанию». Итак, смех - иронический, пренебрежительный, а то и уничтожающий является основным приемом характеристики ситуаций и образов, прежде всего Терентия Пузыря, землевладельца. Драматург воссоздает разные этапы жизни, вехи взлета этого «прирожденного хохла», ловкого и хитрого мужика. Сначала он был хозяином «со средним благосостоянием», а со временем стал миллионером. У Пузыря - «княжество, целое княжество»: несколько экономий, десятки тысяч овец, сотни крепостных. Чтобы нажиться, достичь овеянного мечтой богатства, Пузырь готовый на все: на беспощадную эксплуатацию, обман и даже правовое преступление. Он «рвал, где только можно сорвать». Но это передвижение по ступеням социальной лестницы не было стихийным, необдуманным. Определив жизненные ориентиры («хозяйство или смерть» - такой девиз), Пузырь стал стратегом и тактиком политики обогащения. Для него что-нибудь имеет значение только тогда, когда оно дает прибыль. Даже будущий муж единой дочери для Пузыря не чтим зять, а живые деньги, поэтому и хочет Пузырь отдать Соню не за « учителишку» Калиновича, а хотя и за неграмотного, тем не менее, богатого помещичьего сына.
Сочинение по комедии И. Карпенка-Карого «Хозяин». В комедии «Хозяин» выдающийся украинский драматург И. Карпенко-Карый показал «дикую, страшную силу» больших капиталистов-землевладельцев, которые так раскрутили «хозяйское колесо», что оно придавило сотне и тысячи людей, обрекло их на подневольное, рабское существование или принудило ползать, приспосабливаться (как это случилось с Феногеном, Лихтаренком, Зеленским). Кто не понял той системы, тот был безжалостно раздавленный, уничтоженный, как, например, помощник Лихтаренка, честный юноша Кукушка, которого оговорила «правая рука» хозяина Феноген, лишь бы прикрыть собственное преступление. Конечно, стоит вопрос, а есть ли сила, которая могла бы противостоять пузырям, сапогам и другим хищникам, «сильным мира этого»? В комедии образа главного героя Пузырю и его помощникам драматург противопоставляет образы господина Золотницкого, дочери Сони и учителя гимназии Калиновича.
Чем определяется ценность литературного произведения? Наверное, теми общечеловеческими ценностями, которые автор в совершенной художественной форме показывает читателю и принуждает его задуматься. А еще тем эстетичным удовлетворением, которые получает человек при общении со словом художника. Такое настоящее произведение искусства подарил нам И. Карпенко-Карый. Хотя его «Хозяин» - сатирическая комедия, четко видно стремления драматурга подвести читателя к определенным положительным моральным выводам. Беспощадно высмеивая все безобразное в жизни, писатель-сатирик виднеется, что в будущем воцарятся «высшие идеалы общего добра», исчезнут причины, которые порождают зло и несправедливость, эгоизм и жестокость. Об этом И. Карпенко-Карый неоднократно писал в письмах к сыну Назара. Сам драматург подчеркивал, что его «Хозяин» - это «злая сатира на мужскую любовь без цели. Стяжания для стяжания!»
Афанасий Яковлевич Рудченко (псевдоним - Афанасий Мирный) родился 1 мая 1849 г. в г. Миргороде на Полтавщине в семьи чиновника. Учился в Миргородском и Гадяцком уездном училищах. Не имея возможностей продолжать систематическое обучение, настойчиво занимался самообразованием. Служил в уездных канцеляриях Гадяча, Прилук, Умер Афанасий Мирный 28 января 1920 г., похороненный в Полтаве. Литературную деятельность Афанасий Мирный начал в конце 60-х гг. Проявил себя как писатель-реалист. В творческом наследстве Афанасия Мирного преобладает проза. Он является автором ряда очерков, рассказов, повестей, романов. Среди произведений Афанасия Мирного наиболее масштабным и сложным есть социально-психологический роман «Разве ревут волы, когда ясли полны?», написанный в соавторстве с Иваном Беликом (И.Я. Рудченком). Работа над романом припала на 1872-1875 гг. Через цензурные преграды он был выдан позднее - 1880 г. Замысел произведения был навеян реальным случаем, который достал отображение сначала в очерке Афанасия Мирного «Путешествие от Полтавы в Гадяч», а со временем - в повести «Чипка».