Андрей Самойлович Малышко родился 2 (15) ноября 1912 года в селе Обухове Киевской области в семье сапожника. 1932 года окончил Киевский институт народного образования. Некоторое время учительствовал, работал в газетах «Комсомолец Украины», «Литературной газете», журнале «Молодой большевик». Печататься начал с 1930 года. Во второй половине 30-х - в начале 40-х лет вышли из печати сборника А. Малышка «Родина» (1936), «Лирика» (1938), «Из книги жизни» (1938), «Рождение сынов» (1939), «Жаворонки» (1940), «Письма красноармейца Афанасия Байды» (1940). Позднее им были созданные поэмы «Ярина» (1938), « Наказанный-Малыш» (1940), «Дума о казаке Даниле» (1940). Во время Великой Отечественной войны А. Малышко был корреспондентом газет «Крассная армия», «За Советскую Украину!», «За честь Родины». В 1944-1947 годах - ответственным редактором журнала «Днепр». Кроме очерков, репортажей, воззваний в печати, поэт выдал сборник «Украина моя!» (1942), «Слово о полке» (1943), «Битва» (1943), «Полонянка» (1944), «Ярославна» (1946). За поэму «Прометей» (1946) и сборник «Лирика» (1947) А. Малышко был удостоен Сталинской премии (1947).
Школьное сочинение. Сын Украины - Андрей Самойлович Малышко - сделал большой вклад в духовную казну своего народа. Родившийся в бедной крестьянской семье, он всегда прославлял человека работы - земледельца, плотника, учителя, беспредельно любил свою яворовую родину - Украину. Этими же чертами наделенные его герои: Фома Мотылек, Евдокия Петровна, Трофим Иванович. Малышко стремится, чтобы его современники ощутили святость родной земли, воспитывает это ощущение в себе: Ты меня из детства поднимала, Хлеб дала с песнями соловья, Отвела дорог мне немало, Земля моя! Судьба простого человека всегда связана с работой на родной земле. В стихе «Урожай» бывший бедняк Фома Мотылек благодаря преданности земли, творческой работе на ней сам изменяет свою судьбу на лучше, становится полеводческим бригадиром, приобретает уважение среди таких же трудяг:
Василий Семенович Стус родился 6 января 1938 года в селе Рахнивка Гайсинского района в крестьянской семье. Учился сначала в местной школе, потом - в Донбассе, куда переехала его семени. После окончания факультета Донецкого (тогда еще - Сталинского) педагогического института 1959 года В. Стус два месяца отработал учителем на Кировоградщине, откуда был призван к армии. Первой публикацией в центральной печати постоянная подборка стихов в «Литературной газете» (теперь - «Литературная Украина») 22 декабря 1959 года. Возвратившись из армии, поэт в 1961-1963 годах учительствовал в Горловке на Донбассе, работал литературным редактором газеты «Социалистический Донбасс». 1963 года В. Стус вступил в аспирантуру Института литературы им. Т. Г. Шевченко, полетев в водоворот литературной жизни Киева. Его поэзии появляются в журналах «Отчизна» и «Днепр». Но 1965 года В. Стуса исключают из аспирантуры Института литературы, когда он после премьеры фильма С. Параджанова «Тени забытых предков» в киевском кинотеатре «Украина» обратился к зрителям и предложил высказать протест против арестов украинской интеллигенции. В приказе значилось, что поэт уволен «за систематическое нарушение норм поведения аспирантов и работников научного учреждения».
Василий Стус - поэт лирик философского слова. Философия его поэзии оказывается не на равные теоретизирования, а является свойством мироощущения, мировоззрение. «Один из наилучших друзей - Сковорода»,- так полушутливо написал он в 1969 году. Если в начале в стихах часто встречается имя философа - поэт старается воссоздать какие-то биографические моменты («Умолкали голоса», «Голубой мир - как белена»), то позднее «познай самого себя и через себя - мир» глубоко и органически войдет в поэзию Стуса, определив определенной мерой смысл его творчества. Все более зрелыми становятся раздумья над собственной судьбой, над своим призванием быть «певцом Вселенной», над судьбой своего поколения:
Сочинение по творчеству В. Стуса. Василий Стус… Знаменитое имя Поэта, Гражданина, Человека. Не было ему места здесь, в этом миру, так как не мог он притереться, привыкнуть к обществу, его законам, его обычаям, где люди думали одно, а говорили другое. Бросался незащищенной грудью на амбразуру, готов принять на себя огонь. Без никакого страхования, без наименьшего тактического маневра, без спасательных тормозов житейской мудрости и трезвого толка. Над такими, как он, висел дамоклов меч государственной машины, которая видела в поэту «пятую колонну», что изнутри расшатывала государственное устройство, рассчитанное и распланированный, казалось, на возрасты. Такие люди долго не задерживались в «большой зоне», вокруг них была какая-то аура обреченности. Еще к гибели Василия Стуса украинская культура, литература понесла огромные потери. Десятки, сотни писателей, поэтов бесследно исчезли в лагерях смерти, другие вынужденные были или молчать, или воспевать режим, который ненавидели, вождей, которых пренебрегали. Но они выжили, сохранили свой талант, силы, чтобы сейчас, в наше время изменений и возрождение, поднять украинскую литературу на новую высоту.