Иван Вишенский родился в 30-40-х годах XVI ст. в г. Судебная Вишня на Львовщине. Достоверно, там получил начальное образование. Проживал в Луцке и в Остроге. В 80-х гг. переселился в Грецию на Афон, где прожил почти сорок лет. Умер в 20-х гг. XVII ст., уединившись в пещере-келье над Эгейским морем. Иван Вишенский - выдающийся украинский писатель-полемист, автор многих трактатов и посланий. Его деятельность была связана с полемическим противостоянием между католической и православной церквями в Польском государстве. Полемика заострилась после Берестейской церковной унии, которую постановил православный церковный собор 1596 г. Тогда часть православных епископов признала юридическое превосходство католической церкви. Приверженцев унии начали называть униатами, или греко-католиками. Некоторые православные епископы не признали унии. Опираясь на поддержку православных братств, они выступили за сохранение предыдущего статуса церкви. Церковный раскол и связанное с ним противостояние обусловили оживление полемического движения, где каждая сторона обосновывала оправданность собственной позиции. Полемика имела значительный общественный резонанс, который нередко выходил за пределы религиозной и церковной проблематики.
Турецкая неволя-каторга своей печальной славой была известна на весь мир. Невольники не только проклинали землю турецкую, веру басурманскую, но и часто убегали с каторги «на тихие воды, на ясные звезды, в край веселый, в мир крещенный…» Бегство всегда было связано с огромной опасностью. Так, трем братьям, беглецам из Азова, которые пробирались открытыми степями, буераками, надо было выдержать жажду, голод, их секли ветры, дожди, жгло солнце… На каждом шаге беглецов караулили враги. При таких исключительных обстоятельствах люди проявляли наилучшие свои черты - способность к самопожертвованию, доброту, искренность, чувство общительности, взаимопомощи, сочувствие к другому, или наиболее плохие - бессердечность, жестокость, себялюбие. Убегая из неволи, старшие братья захватили у своих хозяев коней, дорогую одежду, оружие. Младший брат вырвался в дорогую без запаса, одежды, пищи. Доверчивый и искренний, он не мог предположить мысли, что братья не возьмут его с собой, ведь они спешили на родину, к родительскому дому. Настигая своих братьев, надеясь на быструю встречу с родной землей, меньший брат покалечил об каменья босые ноги так, что оставлял за собой кровавые следы. Когда же братья отказались взять его на своих коней, он проливал мелкие слезы, умолял братьев убить его, так как для него лучше умереть, чем оставаться невольником. Но желание жить на воле, в родном крае, победило минутное отчаяние, пеший беглец готов пробежать все чистое поле, весь полный опасности путь к своей земле, лишь бы братья указали ему дорогую. Девять дней без пищи, без воды, босой шел он буераками и степями; а обессилев, стал просить волков серых еды, у орлов - сизокрылых не изрывать в клочья его тело. Какая глубокая грусть пронимает слова младшего брата, который уже теряет надежду увидеть родную землю.
Оставляя после себя пожарища и руины, татарские и турецкие орды гнали к Крыму пленников - молодых и сильных. Это был расцвет украинской наций. Народные пересказы рассказывают, что невольников привязывали к одной длинной жерди и гнали длинным путем в рабство. О невыносимых мучениях турецко-татарской неволи рассказывают «невольничьи плачи», в которых отразились переживание пленников, их высокий патриотизм и несокрушимость. Иногда невольники не выдерживали, принимали «веру басурманскую» с надеждой на улучшение собственной судьбы, но таких было мало. Большинство же оставалось верным родительской вере - христианству, которое к тому времени расценивалось как сохранение национального достоинства. Пленники использовали всякую возможность, лишь бы возвратить «на ясные звезды, и тихие воды, в край веселый, в мир крещенный». Путь в далекую Украину был длинным и опасным. Безлюдными степями, густыми зарослями по оврагам и буеракам надо было пройти не десятки - сотни верст. Беглецов преследовал голод, они страдали от жажды и холода. На каждом шаге их караулили враги. Иногда в странствованиях приходилось блуждать несколько лет. Одних беглецов перенимали отряды преследователей, убивали или же возвращали в новое рабство. Другие находили свой вечный покой в одиночных могилах.
Фигура Ивана Мазепы - одна из самых загадочных и самых противоречивых - вызывает незаурядный интерес и в украинской, и в мировой науке и литературе. На протяжении почти двухсот лет ему провозглашали анафему, будто злому врагу Украины. Вплоть до начала XX столетия не существовало в украинской историографии, литературе настоящего, лишенного имперской оценки образа гетмана - неповторимого строителя государства, который объединил украинские земли, подняло благосостояние края, опекался образованием и культурой, стремился к независимости своей Родины. Аж в конце 20-х годов XX столетия галичские читатели получили возможность пережить и осмыслить трагические события последних лет правления заклейменного гетмана благодаря писательскому поиску Богдана Лепкого. Он первый в Украине подошел к раскрытию темы решительного выступления украинства за восстановление государственности, возглавляемого Мазепой. Автор стремился не только опровергнуть фальсификацию истории Гетманщины конца XVII - начала XVIII столетия и искажение фигуры гетмана, но и создать образ исторического деятеля, который должен был быть образцом, на котором могло бы воспитываться и «набираться характера» молодое поколение украинцев.
Недавно я прочитал интересныйроман Андрея Чайковского «Сагайдачный». Меня заинтересовала не только образная система этого произведения, но и причины, которые побуждали писателя выбрать именно тему украинского казачества. Было это в 1942 году. Шел десятый месяц Великой Отечественной войны. Именно в эти тяжелые времена народ упомянул о выдающемся казацком полководце Петре Конашевиче-Сагайдачном, триста двадцать лет со дня смерти которого должно было исполниться. Но не только печальный юбилей гетмана усилил интерес к героическому прошлому, но и попытка возбудить национальное сознание людей в борьбе за свою независимость против немецко-фашистских захватчиков. Широкую славу получил Сагайдачный своими морскими походами, в которых ему неизменно счастливило: уничтожив несколько больших турецких городов, сжег окраины Константинополя и при том получил славу мужчины большого духа, который не избегал опасности, не раз рисковал жизнью, в битву шел первым, отступал последним.