Горит огонь в сердце Прометея, или как написать сочинение по поэме Т. Шевченко «Кавказ»
Вы бывали на Кавказе? Если нет, то давайте отправимся туда в путешествие вместе с Т. Шевченко. Кавказцы, как известно, люди с горячими сердцами, поэтому они всегда стремятся немного повоевать. Мы с вами тоже окажемся в 1817-1868 годах. В это время там шла война, конечным результатом которой было вхождение Кавказа в состав России. Особенно заострилась эта борьба в северном Дагестане и Чечне, где с 1834 г. ее возглавил смелый военачальник Шамиль. Поэму Шевченко написал под свежим впечатлением от вести о гибели на Кавказе друга Якова де Бальмена. Нет, это не он выступает в образе Прометея, и это не ему клюет орел ребра. Что собой воображает поэма «Кавказ»? Это ряд монологов, каждый из которых содержит в себе четко определенное содержание. Отдельные монологи написаны то в героически-возвышенном, то в иронически-сатирическом тоне. Пейзаж в «Кавказе» - не просто образы природы: посмотрите, какая красота, «айда в горы». Нет, это социально насыщенная, метафорическая картина. Всем своим большим сердцем гуманиста Шевченко сочувствовал народам Кавказа, которые боролись за жизнь, волю и независимость против угнетателей. Он избрал один из «вечных» образов - образ титана богоборца - Прометея.
Мифологический Прометей - это борец за свободу и защитник людей. Он похитил на Олимпе огонь, передал людям и научил пользоваться им. За противодействие богам Зевс (верховный бог) приказал приковать Прометея к скале на Кавказе, пробил ему грудь. Каждое утро большой орел клевал титана печень, которая ночью вырастала.
Образ Прометея в поэме Т. Шевченко символизирует силу народа, его могущество и непокоренность. Орел же ассоциируется с двуглавым орлом самодержавия. Царизм, вражеские силы не могут сковать живой души народа. Народ бессмертный! Именно это (запоминайте!) - основное в образе Прометея. Уверенно звучат слова поэмы: «Не умирает душа наша, Не умирает воля». Шевченко в своем произведении поднялся к мысли о потребности объединения всех народов для борьбы с общим врагом - самодержавием. В противоположность казенным патриотам, которые мечтали о захватнических войнах «во славу» русского царя, поэт благословлял восставшие народы Кавказа на борьбу с этим царем.
Всем сердцем поэт желал, чтобы Кавказ стал страной свободной жизни. Все население огромной многонациональной страны - «от молдованина до финна» - изнемогает и чахнет под гнетом царя и преданных ему крепостников. В поэме Шевченко поднимается на высоту интернационального протеста. Здесь слышится уже не печаль, не горький смех, а страстное негодование, гневная ирония. За высокими горами живут простой и свободной жизнью кавказские горцы. По какому праву вторгается к ним царизм? Свое насилие он оправдывает требованиями культуры: этим «первобытным» народам царизм якобы несет «образование». Но царское образование - это тюрьмы, крепостное право, сибирская каторга, взяточничество и произвол чиновников. Вот оно, прославленное царскими подхалимами «благоденствие России»! Такую же картину рисует и Шевченко.
Сатира поэмы была направлена на защиту народов Кавказа. Но за судьбой кавказцев мы видим судьбу всей России, в частности и украинцев. В поэме гневно и с большой художественной силой разоблачаются и царские прислужники, их антинародная суть и лицемерие:
- Вы любите на брате
- Шкуру, а не душу
- Да и лупите по закону.
Создавая обобщенный образ проводников царской политики, поэт осуждает тех негодяев, которые, прикрываясь псевдогуманными фразами, несли народу горе. С едкой иронией звучат слова о желании угнетателей бросить кавказским народам их же чурек (по особенному испеченный несоленый хлеб в виде большого коржа), «как той собаке», лишь бы добиться того, чтобы народ платил им за солнце. Насмехается поэт и над официальными царскими актами. Царь Николай І в 1842 г. подписал указ «О предании суду и наказанию российских подданных, которые будут изобличены в каком-либо участии в торговле неграми». Торговать неграми нельзя (в этом более всего проявили себя испанские работорговцы - гишпаны), а своими крепостными, значит, можно. Поэтому, поэт считает, что довольно дремать, довольно подчиняться и молчать; надо всем народам объединиться и восстать против гнета самодержавия. Теперь относительно вступления. В нем вы можете сжато охарактеризовать ситуацию, которая сложилась в царской России. Но очень сжато. Раскрывать, расширять ее мы будем в основной части. Также здесь можно вспомнить и Прометея, но тоже в нескольких словах. А если вы еще немного «прибавите» своих чувств, то у нас получится замечательное вступление.
В основной части надо рассказать все то, что вы читали выше. Упомяните об издевательстве, о царском и господском гнете. Но сделайте ударение на том, что в сердцах людей живет Прометеевский огонь, и он поднимает людей на борьбу за волю. Не забывайте цитировать, но не все подряд, а главнейшие мысли.
Вот мы подошли и к окончанию. Если вы не забыли, поэма Шевченко написана в приподнятом настроении, в патриотичном духе. Поэтому надо так и закончить. Можете в окончании также изобразить свое отношение то ли к поэме, то ли к образу Прометея. Лучше, конечно же, к образу. И, желательно бы, свое собственное отношение, а не доброго дяди из учебника или неплохого соседа по парте.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Горит огонь в сердце Прометея, или как написать сочинение по поэме Т. Шевченко «Кавказ» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: