Народ в поэме Котляревского «Энеида»
«Энеида» И. Котляревского - прекрасная и бессмертная жемчужина украинской литературы. Писатель не пошел слепо за Вергилием, а лишь взял канву из его произведения, создав на ее основе целиком оригинальную поэму. И. Котляревский в своей поэме прославляет украинское казачество, подчеркивает его героизм и преданность всенародному делу, показывает жизнь разных слоев украинского общества ІІ половины ХVІІІ столетие. «Поэма Котляревского,- писал Г. Рыльский,- самобытное и глубоко национальное произведение, где старинных троянцев и латинянинов переодето в жупаны и кобеняки украинского казачества ХVІІІ ст., в кафтаны и мундиры тогдашнего чиновничества, в подрясники и рясы «халтурного рода» - духовенство, где широкой кистью обрисован быт тогдашнего панства, которое заменило собой Вергилевых олимпийцев». Кроме прекрасных картин народной одежды, в поэме упоминается множество кушаний, игр, танцев, обычаев, обрядов и верований.
Со страниц «Энеиды» веет духом казацкой вольницы. И. Котляревский несколько раз использует слова казак: «Эней был парень проворный и мальчик хоть куда казак», «вам нужно сначала присмотреться, который то есть Эней казак». Неоднократно упоминается Запорожская Сечь: «Кажется, был ты не лживый, таким тебя знала наша Сечь». Автор подает в произведении и описание казацкого войска, и называет казацкие полки, и упоминает гетманов, и вкладывает в уста троянцев казацкую песню, и пересчитывает разные виды оружия, а именно: фузей, флинта, булдымок, янычарка, древка, , палаше, келен. В образах троянцев И. Котляревский срисовал украинских казаков-запорожцев, которые умеют держать в руках оружие и постоять за честь отчизны, а еще любят погулять, развлечься и хорошо поесть. Которые же кушанья едят троянцы? Вот которым был обод после бури на море:
Здесь с салом галушки лепили, Лемишку и кулеш глотали І брагу кухлем таскали… В Дидоны столы для гостей были накрыты уже по богатому: здесь видим свиную голову к хрену, лапшу, индюк с подливкой, кулиш и кашу, лемишку, зубцы, путлю, кулагу, медовый кулик. А пили сливянку, мед, пиво, брагу, квас,- водку простую и калгану, сивуху. Исследователи творчества И. Котляревского установили, что в «Энеиде» больше упомянуты украинские кушанья и напои, чем в книге Г. Мацкевича «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян», выданной в 1860 году.
ЕСТЬ в произведении и упоминания о вещах домашнего и хозяйственного употребления: в Дидоны троянцы едят из глазурованных мисок и кленовых тарелок. И. Котляревский - знаток этнографии. Он представляет сведения о национальной одежде украинцев: женское и мужское, крестьянское и господское, будничное и праздничное. Юнона, собираясь ехать к Сола, «спрятала под кибалку мичку», «взяла шнуровку и юбку». А Венера, отправляясь к Зевсу, «взяла чепец грезетовый и кунтуш с усами люстровыми». На Дидоне видим: «…кораблик бархатный, юбку и корсетку шелковую», запаску, красные сапоги, платок из вибойки. В поэме можно найти сведения и об украинских народных инструментах и танцах. Например, на банкете в Дидоны:
- Бандура горлицы бренчала,
- Свирель зуба затирала,
- А дудка играла по балкам;
- Санжаровки на скрипке играли,
- Кругом девушки танцевали
- В дробушках, в сапогах, в свитках.
А сколько игр упоминает автор в своем произведении: играли у свинки и Афанасия, журавля и хрещика, горюдуба и тесной бабы, ворона и кипы, жгута и хлюста. И. Котляревский показал себя прекрасным знатоком народных обрядов заклинания, лечение и колдовство. «Энеида» - этнографическая энциклопедия, за которой можно изучать народную жизнь того времени, так как есть здесь подробные описания вечерниц, поминок и похороны, ворожение.
Итак, видим, что поэма «Энеида» - целиком самостоятельное произведение, которое довольно полно и разносторонне показывает жизнь в Украине ІІ половины ХVІІІ столетия.
Ключевое слово: Котляревский
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Народ в поэме Котляревского «Энеида» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: