| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



«Энеида» И. Котляревского по жанру — эпическая, бурлескная поэма

Поэмой она называется потому, что это стихотворное большого размера произведение, в котором нарисованы значительные события, ярко раскрываются человеческие характеры, глубокий психологизм; эпическая - так как в ней говорится о людях, их поступках, переживаниях, борьбе и т.п. в повествовательной форме; травестийная - так как автор переодел античных героев вергиливой «Энеиды» в украинскую одежду, перенес их в исторические условия именно украинской жизни XVIII ст., а именно: быта казаков-запорожцев, украинского панства, чиновников да и простого народа; бурлескная - так как события и люди показаны большей частью в шутливом, небрежном тоне. А сейчас рассмотрим, как показаны Эней и троянцы. Котляревский восхищался троянцами во главе с Энеем, изображая их с симпатией: «Эней был парень проворный и мальчик хоть куда казак». Вообразили себе этого казака? Эней - отважный, храбрый предводитель, умелый организатор и руководитель, способный на схватку, и на развлечения (на это, кажется, вы тоже все способны), и на «дипломатические» отношения с Латином, Ацестом, Эванром и другими царями. Он  мастерски танцует, любит выпить и погулять. Но не восхищайтесь описанием его «пьяных» приключений, а именно: «У Энея заболели ноги, Не слышал ни рук, ни головы; Напали из хмеля судороги, Опухли глаза, как у совы…Было на миру все немило…».  То же самое и с казаками. Больше восхищайтесь их поступками и силой, их отвагой и храбростью, их товарищеской щедростью. Ведь казаки могут крепко сжать в руках оружие, постоять за свою честь и мужественно защищать отчизну, а когда необходимо, то и отдать за нее жизнь. Не смотрите на то, как они пьянствуют и пробуют разные кушанья - на то поэма и бурлескная, но  «Энеида» - высокопатриотичная эпопея Украины.

В поэме сочно и мастерски обрисованы небожители, которые живут на высоком Олимпе и оттуда осматривают земной мир. Жизнь богов проходит в постоянных пиршествах, попойках, ссорах, интригах. Вражда между Венерой и Юноной сказывается на судьбе Энея: первая все время помогает ему, вторая - препятствует, старается причинить ему смерть, так как: «Давно уже она хотела, Его чтобы мысль полетела К чертям…». В образах богов выведено чиновничье панство, вельможы-феодалы XVIII ст., показаны их взаимоотношения, быт и обычаи, отношение их к простым людям. За взятку они готовы на все. Так, уже в первой части рассказывается, как Юнона, узнав о путешествии Энея, просит бога ветров Эола сделать на море бурю и потопить троянское войско вместе с Энеем. За эту услугу Юнона обещает взятку - «девку чернобровую». И Эол согласился.

Но Эней тоже знает привычки богов - брать взятки, он обещает: «Я Нептуну денег в руки сую, лишь бы на море шторм утих». И это помогло, так как Нептун, бог моря, «издавна был скряга», а потому за взятку он разогнал ветра и «взял метелку и вымел море, как светлицу». Обратите внимание на язык богов и вы убедитесь, что они очень любят ругаться.

Поэма И. Котляревского «Энеида» - настоящая энциклопедия украиноведения. Читая «Энеиду», вы, конечно же, нашли этому множество примеров. Чтобы вам было легче писать, вы можете выписать в отдельные столбцы названия кушаний  или игры, названия одежды или какие-то обычаи, украинские имена. Например, пища: кулеш, галушки, свиная голова, индюк с подливкой, лапша, каша, бублики, икра, борщ со свеклой, каплуны, с чесноком печенная свинина и т.д. Но в своем произведении не пересчитывайте все, так как у нас все же таки произведение, а не книжка «Обычаи, поверья, кухня и напитки украинцев». Вы можете только вспомнить некоторые из них, чтобы подтвердить свои мысли. И. Котляревский подает нам сведения и об украинских народных инструментах, и танцах. В «Энеиде» есть сцена, где описан банкет у Дидоны, на котором: Бандура горлицы брынчала, Свирель дуба играла, А дудка играла на балках; Санжарывки на скрипке играли, Кругом девушки танцевали В дробушках, в сапогах, в свитках. Троянцы умеют «садить третьяка», танцевать гапак. Об этом вы можете также вспомнить. Только, пожалуйста, не путайте незнакомые кушанья с незнакомыми названиями танцев или песен. Не забывайте, что троянцы - это переодетые запорожцы, и поют они песни не римские и даже не обычные украинские (что-то наподобие «Несет Галя воду…»), а свои, казацкие: о Сагайдачном, о Сечи, Полтавской победе, о голодном году.

Можете в своем произведении вспомнить и об изобразительном искусстве. Царю Латину для обрамления царских палат привезли картины:

  • Работы первых мастеров,
  • Царя Гороха господство.
  • Портреты всех богатырей:
  • Как Александр царю Пору
  • Давал с войском добрую хлеру;
  • Монаха Мамая как побил;
  • Как Муромец Илья гуляет,
  • Как бьет половцев, прогоняет, -
  • Как Переяслав оборонял;
  • Бова с Полканом как водился,
  • Один второго как вихрил;
  • Как Соловей-Харцыз женился,
  • Как в Польшу Железняк ходил…

Не старайтесь пересчитать все, ведь у Котляревского составлен чуть ли не целый каталог лубочных картин, которые были распространены тогда в помещичьих домах и особенно в крестьянских домах. Здесь мы видим картины о битве Александра Македонского с индийским царем Паром, о героях народных сказок - Бове и Полкане, Ваньке Каине, о былинном герое Илье Муромце и его враге Соловье-разбойнике («Харцызе»), о битве русских князей с половцами (легенда об учреждении Переяслава), о предводителе гайдамаков Железняке и т.п. В поэме вспоминаются распространенные в народе легенды, а также сказочные образы - кобылья голова, ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка. Найдем здесь и «Телесика», и «Котигорошка»; и Ивана Царевича, и «Кухарчича», и «услужливого Кузьму-Демьяна», и даже Кощея. Здесь вы можете использовать цитаты из текста. Особенно ярко показывается народность поэмы в описаниях потустороннего мира - ада и рая, того подземного царства, куда попадают души умерших. Сквозь прозрачную вуаль бурлескно-травестийного сказа о жизни грешников в аду и праведных душ в раю, вы легко узнаете взаимоотношения между людьми, их привычки, образы. Это те же сельские  вечерницы, которые увековечили в своих произведениях и бессмертный Гоголь, и Квитка-Основьяненко.

Объясняю, что такое вечерницы. Это был своеобразный университет культуры на селе, где раскрывалась и блистала казна человеческой мудрости. Сюда охотно сходилась молодежь. На вечерницах часто знакомились и признавались в любви; отсюда нередко начинался путь супружеской жизни, навсегда соединялись судьбы девушки и юноши. Похоже это на современные дискотеки? Наверное, похоже, только, конечно же, музыка была другая, и магнитофонов не было.

В подземном царстве можно увидеть живую, яркую панораму народной жизни. Так, среди тех, кто своей жизнью на земле заслужил кару и теперь испытывает ее в аду, на переднем плане - господа: «Господ за то там мордовали и жарили со всех сторон, что людям льготы не давали и считали их за скотов». Были в аду и чиновники, которые пренебрегали трудящимися, и купцы, и церковнослужители. Одним словом, «социальный уровень» жителей ада весьма разнообразен, но это все те, поведение которых с осуждением воспринимал народ еще при их жизни. Как один из элементов народностей поэмы следует отметить наличие в ней простых народных имен, носителями которых являются казаки-украинцы. Вот кого, например, встретил Эней в подземном царстве (из тех, что недавно потопились во время бури на море): Педьку, Терешку, Шелифона, Панька, Ефрема и Харька, Леську, Олешку, Пархома,  Феську, Ониську, Афанасия, Свирида, Лазаря, Тараса… Многие из этих имен стали уже архаизмами, но в те времена это были довольно распространенные мужские имена. Эти «души» не попали еще ни в рай, ни в ад - их еще не судили, так как по тамошним законам им надо выждать еще определенное время, пока дойдет очередь.

Также вспомните и о рае, где живут «праведные души». Живется им здесь очень хорошо - есть что есть и пить, они «сидели, руки сложив, для них все праздники были». Это овеянный мечтой народа уклад, где нет эксплуататоров, где люди живут в благосостоянии, в любви. Отметьте, что Котляревский употребляет названия украинских городов и сел. Например, Латину советует поискать себе невесту в окрестных селах: Ну, взял бы Муньку или Присю, шатнулся то в сей, то в тот уголок - В Ивашки, Мыльце, Пушкаревку, и в Будища, и в Горбаневку, - Теперь девушек, хоть пруд пруди. Ощущаете, какая разница: отправился Эней в Латинскую землю, а оказался в Будищах!

Еще не забывайте: когда будете писать вывод, обязательно передайте свое собственное впечатление от произведения. Я думаю, это не будет трудным для вас, ведь поэма «Энеида» - замечательное произведение замечательного украинского писателя.

 

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » «Энеида» И. Котляревского по жанру — эпическая, бурлескная поэма . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz