Сочинение на тему Мотивы ранней лирики П. Тычины
Творческий путь П. Тычины обозначен мучительными раздумьями, тревожными предчувствиями, художественными вершинами и неудачами. Однако, в истории украинской литературы фигура певца «Солнечных кларнетов» не имеет себе равных - по глубиной постижения гармонии мира, по эмоциональности, символической наполненности событий и оригинальности стихотворных интонаций. Первый сборник П. Тычины написан будто на одном дыхании, столько в нем энергии, бодрости, животворного вдохновения и увлечения миром, его гармонией. Прежде всего, это характерно для пейзажных миниатюр, в которых звучит мотив восхищения человека природой с ее многообразием звуков, красок, тонов и оттенков. Лирический герой остается наедине с ней и вселенной, с ними осуществляет свои тончайшие и нежнейшие порывы души. Его внутренний мир открыт настежь солнцу, радости. Поэма «Рощи шумят…» начинается с двух параллелизмов:
- Рощи шумят - я слушаю.
- Тучки бегут - любуюсь.
Объединение в них слухового и зрительного образов делает более выразительной мысль о единстве человека и природы. Воссоздавая эту гармонию, поэт употребляет точные сравнения («купая меня, будто ласточку», «неба край - как золото», «горит-дрожит река, как музыка»). П. Тычина в этой поэме щедро использует персонификации, этот любимый прием (звон «мысли прядет», «виднеется роща над рекой»), который еще больше усиливает соответствие пейзажного рисунка настроению лирического героя. Природа непостоянная и подвижная (поэт подчеркивает это разнообразием глаголов - шумят, бегут, гудит, прядет, виднеется, горит). Многоголосная человеческая душа, крайне взволнованна, ждет чего-то нового, неизведанного, поэтому и язык поэта - отрывистый, в нем наблюдаем объединение иногда разнородных или же непосредственно не связанных между собой понятий. Поэма «Рощи шумят…» поражает и музыкальностью, и полной гармонией в рисовании чувств человека и настроений природы. Тревожным ожиданием обновления обозначено стихотворение «Арфами, арфами…», в целом построенное на оптимистичных аккордах. Поэт ощущает себя в объятиях вселенной, и его лирический герой стремится познать себя, свое место в жизни, свою неразрывную, органическую связь с природой. Эмоционально выразительная персонификация весны как девушки, с цветами в косах, с жемчужинами росы, пением жаворонка, звоном ручьев и музыкой рощ дополняется другой, противоположной нотой - тогдашней общественной жизни:
- Будет бой Огневой!
- Смех будет, плач будет…Перламутровый…
- Подобные настроения - оптимистичное восприятие мира и ожидание чего-то нового, незнакомого - присущи и поэме «Там тополя в поле…»:
- Иду в пространстве я, чуткий, тревожный
- (Гаснет день, облетает, будто мак).
- В моем сердце и бури, и грозы,
- И рокотание - рыдание бандур…
Образ тополя, такой распространенный в народнопоэтическом творчестве, в этом стихотворении символизирует высоту человеческого духа, его порывы к воле, к счастью. Поэт обращается к этому образу и в стихотворении «Светает…»: «Так тихо, так любо, так нежно в поле. Будто свечи погасшие в клубках фимиама, в туман завернувшись, далекие тополя в душе играют минорную гамму». В этих строках ощущаем определенный диссонанс: почему кротость и привлекательность летнего утра, картина его рождения вызывает печаль, минорные настроения, такие неожиданные, алогичные для симфонии рассвета? Поэт объясняет это в последней строфе поэмы, оригинально используя образ мечей, активизируя им ассоциативное мышление читателя. «Лучами восход ранит ночь, будто мечами»,- таким поэтическим выражением П. Тычина рисует «работу» солнца, этого властителя дня, сравнивая его лучи с мечами. Вместе с тем, автор и в этой поэме остается самим собой. Природа для него - не самоцель, а средство познать внутренний мир человека. Поэтому он и прибегает к параллелизму:
- Вскакиваю с ними и я, посвежевший.
- О, глянь, что над нами!
- Разрезано небо - мечами, мечами…
Мечи - не только лучи, а и оружие, бури, гроз, которые разрезали небо, этот храм природы. Так объединяются в ранней лирике поэта радость и печаль, смех и плачь, гроза и тишина. Так показывается умение художника проникновенно читать и книгу природы, и человеческую душу. Нельзя не вспомнить еще одну поэму раннего П. Тычины - «Ой не прячься, природа…» Эта лирическая миниатюра посвящена осени. Но какую гамму человеческих чувств она вызывает! Ведь и в народной поэзии, и в сознании обычного человека эта пора года олицетворяет зрелость и непоправимую потерю сил, расцвета, молодости; щедрость - и постепенное угасание, отмирание всего живого, перехода его в другое состояние. Поэт использует эти контрасты, когда противопоставляет осень и лето с его бурями, громами, купальными ночами. Вместе с тем - безмолвие, сон, печаль, грусть осенняя, позолота кровавая, туманы, которые порождают тоску. И внезапно - изменение настроения:
- Только звезда ввалившаяся…
- Ой там звезда где-то упала, как воспоминание.
- Засмеялось сердце в тоске!
- Плачут снова сычи… О, рыдай же, молись:
- Ходит осень в лозе.
Всем известно, что когда падает звезда, надо загадать желание, и оно обязательно сбудется. Не поэтому ли «засмеялось сердце в тоске»? Это - неожиданный образ, т.е. объединение резко контрастных понятий, которые по логике мысли будто несовместимые, но в художественном тексте дают новое представление. У П. Тычины это художественное средство вплетено в метафору-персонификацию. Подобные творческие находки поэта не усложняют его стихотворения, а, наоборот, кристаллизируют мысль, которая трансформируется от первой строки до последней. Дак, осень - это грусть, но и ласковая, волшебная пора раздумий.
Ключевое слово: Тычина
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Сочинение на тему Мотивы ранней лирики П. Тычины . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: