Лирика Лины Костенко - это утверждение неповторимости личности
Лине Костенко судилось стать в украинской литературе 60-80 годов «цитаделью духа». Бескомпромиссность - вот главная черта ее поэзии. Во времена, когда идеологический контроль за словом и мыслями человека после короткой хрущевской «оттепели» снова стал тотальным, от Лины Костенко требовалось быть такой, как все. Но, недаром, она уже в первом своем сборнике рассказала нам о художнике Верне, который велел друзьям привязать его к мачте, когда на море будет гроза. Чтобы нарисовать грозу, передать красками гул стихии, он должен был встретить ее с открытым лицом, а не прятаться в каюте, наблюдая за ней сквозь окно. В ее поэзии слышится бунт против стандартизации, упрощения, примитивизации человека. Время, которое досталось Лине Костенко для жизни, тоже нуждался в ее вере и отваге. Своей поэзией во времена безмолвия и стандартов она спасала честь украинской литературы.
Вот ее стихотворение «Цветные мыши», в котором речь идет о девочке Анне с «шестьсот какого-то года». Ее судят в Вышгороде за странный «грех»: из багряных кленовых листочков «она делала… цветные мыши», как сообщает суду сосед-жалобщик. От той игрушки нет покоя, говорит сосед: «колдунья» Анна сбила с толку его детей, которые забыли о своих игрушках, ведь теперь «ночью им снятся мыши цветные». Обрисованная несколькими колоритными штрихами сцена суда оголяет суть конфликта и морального содержания стихотворения: столкнулись неповторимость и стандарт.
Собственно, девочку Анну судят за то, что она - с ее непонятной для окружения яркой фантазией - не такая, как все. Фантастическое окончание стихотворения заставляет задуматься о вечных истинах, о нас самих, нашей способности противостоять унификации и насилию над индивидуальностью.
Приметной чертой характера ее лирической героини является максимализм, а он не признает компромиссов, преклонения перед сильными мира сего, мимикрии. Максималист обо всем судит высоким моральными мерками, но и самому себе ставит суровые требования. Нелегкая творческая судьба Лины Костенко обусловила появление в ее поэзии мотива морального стоицизма художника. Недаром среди ее спутников и собеседников видим Сковороду, Шевченко, Пушкина, - тех, кого мир ловил, но не поймал. В стихах Лины Костенко о поэтах-певцах не раз просматривается что-то личное, со сферы ее собственных болей и горечи. Поэт, певец у Лины Костенко - обязательно с терновым венком на голове. Он гордо и саможертвенно несет свой крест, он сознает свое высокое назначение, он, говоря словами Пушкина, «сам свой вещий суд». В портрете независимого, мучительно-гордого художника, которого видим в лирике Костенко, есть и такая черта: противодействие компромиссам, непринятие суеты и приспособленчества. О том, что конформизм губителен для таланта, знали давно, но каждая эпоха создает свои альтернативные ситуации, в которых художнику необходимо пройти сквозь испытание. За заговоры с собственной совестью, половинчатость, компромиссы приходится платить. Поэтесса Лина Костенко тоже не раз говорила в своих произведениях о саморазрушении таланта в ситуации, когда его поймал мир. Своеобразным итогом раздумий поэтессы о миссии художника, его свободе и отношений с властью, о давлении гнетущих обстоятельств, которые ломают одних, а других превращают в крепость духа, является ее драматическая поэма «Снег во Флоренции».
На страницах поэмы речь идет о XVI столетии, французском городке Тур, где в монастыре уединился старый итальянский скульптор Джован-Франческо Рустичи. Но, в сущности, в произведении Лины Костенко смоделирована духовно -психологическая ситуация в Украине 1970 года. Из диалога двух монахов, которым начинается поэма, становится ясно, что с обеих сторон монастырского мира сложилась атмосфера, которая угнетает личность, пробуждая страх и покорность. А на первый план вскоре выступает Старик - скульптор Рустичи, который на старости лет приходит к неутешительному выводу: «Меня нет. Был». Нерв поэмы - диспут Рустичи с флорентийцем, т.е. - самим собой, моральный самосуд героя. История Рустичи - это история разрушения таланта под давлением компромиссов. Мир поймал его своими соблазнами - настала тяжелая расплата. Блестящий художник превращается в раба владык и гурьбы!
Моральная коллизия находит в поэме максималистскую развязку. Если ты настоящий художник, то знай, что ноша твоя неизмеримо трудная. Суетное желание изменить терны на лавры обходится весьма дорого - саморазрушением таланта. Поэтому, взяв на себя бремя творца, неси свой крест до конца, будь сыном народа, не разменивайся на соблазны, стоически одолевай несогласия, утешайся тем, что вечность - соучастник твой, а не мимолетных властителей. Удивительная метафора есть в поэме «Снег во Флоренции» - созданная из снега статуя, которая растаивает, когда пригреет солнце. Слава вельмож эфемерная, она минует вместе с властью. Гении же остаются, как антипод Рустичи Микеланджело Буонаротти, который не сломался: заперся в гордом одиночестве, с болью за судьбу республики, превратился на крепость духа, а возвеличивать земных властителей не захотел. Что же, скульптурам, которые не тают, счастливится стать несокрушимыми, творческими, неповторимыми.
Творчество известной украинской поэтессы Лины Костенко - выдающееся явление в украинской литературе новейшего времени. В пору жестокого идеологического насилия над искусством и художниками ее слово звучало как бунт против покорности и компромиссности, обрзацов и стандартов, благодаря чему выходило за пределы сугубо литературы, становясь духовно-общественным фактором.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Лирика Лины Костенко - это утверждение неповторимости личности . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: