Сочинение на тему «Печорин - «младший брат Онегина»
А верно было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе моей силы необъятные. «Герой нашего времени» - первый русский реалистический психологический роман в прозе. В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, даже самой мелкой души, едва ли не интереснее и не полезнее истории целого народа…». Вот раскрыть эту «историю души человеческой» и поставил себе задачу Лермонтов в своем романе. Его особое внимание обращено на раскрытие сложного противоречивого характера главного героя романа. Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его являются нарушения хронологической последовательности событий. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, которые имеют каждая свой жанр, свой сюжет и свой заголовок. Но главный герой объединяет все эти повести в единый роман.
Особое место в романе занимают последние три повести - это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история представлена в виде дневника («Княжна Мэри»), а также в форме записок, которые герой составил уже позднее. Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина целиком искренняя, что он (Печорин) был суровым судьей самого себя и «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».
Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Непохожесть их между собой намного меньше расстояния между Онегой и Печорой». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина».
В чем же похожесть между Печориным и Онегиным? Оба они - представители высшего светского общества. Немало общего в истории их молодости: сначала та же погоня за светскими удовлетворениями, потом те же разочарования в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и потеря интереса к ним, та же скука, которая овладела ими. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше, чем окружающая дворянская среда. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей в свое время, которые критически относятся к жизни и людям. Но на этом сходство и заканчивается. Печорин - другой, нежели Онегин, человек со своим духовным слогом, он и живет в других социально-политических условиях. Онегин жил в 20-е года, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин - человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе.
Онегин мог пойти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он и по натурой своей талантливее и глубже Онегина. Естественная одаренность Печорина резко бросается в глаза читателю. Эта одаренность показывается в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, которые он дает людям, точные и правильные. Сердце Печорина способно глубоко и сильно ощущать, хотя извне он держится спокойно, так как «полнота и глубина чувств и мыслей не допускает неистовых порывов».
Печорин - сильная, волевая натура, которая жаждет деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, за его собственным справедливым определением, - «моральный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью. Эта противоречивость четко обозначается уже в его внешности, которая показывает, как и у всех людей, внутренний мир человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Лермонтов говорит: «Это признак или злого характера, или глубокой, постоянной грусти…».
«Взгляд его - непродолжительный, но проникновенный и трудный, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был настолько равнодушно-спокойным». Походка Печорина «была небрежная и ленивая, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое телосложение», с другой стороны - «нервная слабость». Печорину где-то тридцать лет, а «в его улыбке есть что-то детское». Максим Максимович тоже был поражен чудачествами Печорина, противоречиями его характера: «В дождик, в холод целый день на охоте; все озябли, утомились, - а ему ничего. А с другим вместе сидит у себя в комнате, ветер повеет, уверяет, что простудился; окно стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один…». Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени.
- «Целая моя жизнь, - определяет сам Печорин, - была только цепью грустных и неудачных противоречий сердцу или уму». В чем же они проявляются?
Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин - скептик, разочарованный человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда к жизни, деятельности. Во-вторых, в нем борются бесстрастие с требованиями чувств, ум и сердце. Я давно уже живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с суровым любопытством, но без участия». Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От столкновенья с ней, «какая бы неприятность не лежала на сердце, - говорит он, - какое бы беспокойство не томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко». Противоречие в натуре Печорина проявляютя и в его отношении к женщинам. Свое внимание к ним, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что другое, как жажда власти, а первое мое желание, - говорит он дальше, - подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и наибольшее торжество власти?» Но Печорин не такой бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, «как сумасшедший, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге к Пятигорску… Одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку… При возможности потерять ее навеки, - пишет он, »- Вера стала для меня более дорогой больше всех в мире - дороже жизни, чести, счастья!» Оставшись без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». Эта противоречивость и не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он оценивает себя как «морального калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.
Накануне дуэли, вспоминая всю свою прошлую жизнь, Печорин призадумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая, в своем дневнике он пишет: «А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе моей силы необъятные. Но Печорин не нашел этого своего «высокого назначения», не нашел деятельности, достойной его «необъятных сил». Он тратит немалые силы свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь «честных контрабандистов», похищает Белу, добивается любви Мэри, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого. Всем, с кем он сталкивается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бела и Грушницкий, несчастливы Вера и Мэри, до глубины души огорченный Максим Максимович: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старца страдать и сомневаться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми.
Вот оно, самое страшное противоречие: «необъятные силы души» - и мелкие, недостойные Печорина поступки; он порывается «любить весь мир» - и приносит людям одно лишь зло и несчастья, наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, которые владеют душой; стремление полноты жизни - и полная безнадежность, сознание своей обреченности.
Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в лишнего человека? На этот вопрос отвечает сам Печорин: «Во мне душа испорчена миром», т.е. тем светским обществом, в котором он жил, и уйти от которого не имеет возможности и сил. «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и миром, лучшие мои чувства, боязнь насмешек, я прятал в глубине сердца: они там и умерли». Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-те годы из него вышли декабристы. Дело в том, что Печорин - человек 30-х годов, типичный герой своего времени. Своим романом «Герой нашего времени» Лермонтов проложил дорогу романам И. Тургенева и Л. Толстого. А. П. Чехов учился у автора «Тамани» мастерству короткого рассказа, точности, простоте и сжатости построения фразы.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Сочинение на тему «Печорин - «младший брат Онегина» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения:
- Изображение главного героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Сочинение на тему: Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Сочинение на тему: Печорин – портретный образ своего поколения
- Как писать сочинение: сравнительную характеристику персонажей
- Анализ образа Печорина как современника М.Ю. Лермонтова