Образ Победоносикова в поэме Маяковского «Баня»
Победоносиков - большой чин. Он - невежда, это может как-то снизить ударную силу сатиры Маяковского: мол, из пушки по воробьям. Но он невежда в области культуры, а отнюдь не в хитросплетениях управленческо-учрежденческих структур и ведения казенных дел. Это- во-первых, а во-вторых, Маяковскому надо было подчеркнуть его талмудизм и невежество в «руководстве» культурой. Этот эпизод имеет особое значение и на нем надо остановиться подробнее. В третьем действии Победоносиков становится зрителем «Бани», поставленной на сцене. Не рядовым, а руководящим зрителем. Он оценивает первое и второе действия спектакля. На вопросы режиссера:
- «Ну, как, как? Нас всех, конечно, интересует впечатление и вообще взгляд…» - Победоносиков сначала отвечает осторожно: «Ничего, ничего! Мы вот говорим с Иваном Ивановичем. Остро схвачено. Подмечено. Но все-таки это не то…»
И уж когда режиссер, уловив настроение руководящего лица, выражает готовность что-то исправить, просит только дать конкретные указания, тут наш герой словно спохватывается и выдает «конкретную» оценку, забыв о только что сказанном. Теперь уже иные нотки звучат в голосе Главначпупса:
- «Сгущено все это, в жизни так не бывает… Ну, скажем, этот Победоносиков. Неудобно все-таки… Изображен, судя по всему, ответственный товарищ, и как-то вы его выставили в таком свете и назвали еще как-то «Главначпупс». Не бывает у нас таких, ненатурально, нежизненно, непохоже! Это надо переделать, смягчить, опоэтизировать, округлить…»
О, сколько режиссеров и актеров могут написать мемуары о том, как произносились подобные речи на обсуждениях лучших спектаклей их театров, как им отечески внушали, что «в жизни так не бывает», что такой-то эпизод надо «переделать, смягчить» или совсем снять, и давно ли все это было!.. А когда началось?! И никто не скажет, что Маяковский в этом месте «сгустил». Пожалуй, наоборот, приведут такие примеры охранительной казуистики и демагогии, которым смог бы позавидовать и сам Победоносиков. За многие десятилетия казенная охранительная фразеология усовершенствовалась. Но к руководству культурой приходили люди случайные, некомпетентные, и они конечно оставляли следы своей разрушительной деятельности в театре. А около них, как около Победоносикова, всегда были свои Иваны Ивановичи, поддакивающие им, были ловцы момента, вроде Моментальникова. У Победоносикова есть аргумент против критического направления в искусстве (он тоже потом повторялся десятилетиями, ему поддался даже Горький). Вот этот аргумент: «Это даже дискредитирует нас перед Европой». Не случайно мелькнула в реплике Ивана Ивановича ссылка на Горького, призывавшего показывать «наши достижения». По-своему интерпретировалась в будущем и рекомендация Победоносикова:
- «Вы должны мне ласкать ухо, а не будоражить, ваше дело ласкать глаз, а не будоражить». И еще: «Мы хотим отдохнуть после государственной и общественной деятельности». Тезис Победоносикова подхватывает Мезальянсова: «Ну, конечно, искусство должно отображать жизнь, красивую жизнь, красивых живых людей». Мещанское опошление получивших хождение официальных тезисов об искусстве находило отражение и в его практике^ в практике пышно расцветавшей в годы нэпа массовой культуры.
В третьем действии «Бани» дана злая карикатура не только на современное автору, но и на всяческое бодряческое, казенное по духу псевдоискусство. Пьеса помогает нам увидеть и понять истоки командно-бюрократического руководства искусством. Ход событий в пьесе круто меняется, когда на сцене появляется Фосфорическая женщина - персонаж вполне условный, это «делегатка 2030 года». Она информирует людей 1930 года о «переброске» их на сто лет вперед по принципу отбора лучших. В коммунизм хочется всем, и тут разворачивается новый конфликт. Отобранными оказываются Чудаков и все помощники изобретателя машины времени. Но среди претендентов оказывается и Победоносиков, и он проявляет желание и готовность к поездке, как ответственный работник, «во главе целого учреждения в столетнюю командировку».
Желая во что бы то ни стало попасть в машину времени, Победоносиков опускается до самых мелких бытовых интриг, он наушничает, подкидывает «компромат» на свою жену и т. д.
Реальности, в которых резко обозначились аномалии народовластия, угрожавшие попранием демократических институтов, установленных революцией. Они становились все опаснее, поскольку чиновник нового формата очень быстро приспосабливался, усваивал защитную демагогию, а система командно-бюрократического управления, насаждавшаяся сверху, плодила это племя.
Жизнь постоянно сталкивала Маяковского с бюрократами и бюрократией, поскольку она врастала в систему, становилась системой. Для поэта, который так неистово торопил время, нетерпеливо приближал будущее, считая, как и многие в те годы, что коммунизм - вот он - «у ворот!», столкновения с подобной системой не могли не вызвать душевной драмы. Административно-бюрократические нравы глубоко проникли в книгоиздательское дело, в литературные объединения типа РАППа, и это затрагивало личные интересы поэта.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Образ Победоносикова в поэме Маяковского «Баня» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: