«Наверное, со времен Котляревского не смеялась Украина таким жизнерадостным, таким искрометным солнечным смехом, которым она засмеялась снова в прекрасном творчестве Остапа Вишни»,- писал Олесь Гончар. В самом деле, Остап Вишня - для миллионов читателей непревзойденный юморист и сатирик. Он смог в мудрых и трудолюбивых, остроумных и сообразительных, искренних и непосредственных героях своих произведений воплотить черты характера украинского народа, передать его ментальность. Поэтому многих струн человеческой души трогало и сегодня трогает вишневское мудрое, искреннее, остроумное слово. Творческая палитра Остапа Вишни довольно разнообразная: это и кроткая, мягкая улыбка, преисполненная любви и приязненные к человеку, и язвительная острота, когда речь идет о бесхозяйственности, лености, безответственности, невежестве. Сам писатель размышлял так: «Что надо, чтобы было право с человека посмеяться, даже посмеяться со своего, родного человека?.. Надо - любить человека. Больше, чем самого себя».
Павел Михайлович Губенко (больше известный как Остап Вишня) сумел воплотить в своих мудрых, остроумных, сообразительных, искренних и непосредственных героях черты характера украинского народа, передать его ментальность. Поэтому многие струны души человеческой трогало и трогает мудрое, остроумное слово О. Вишни. Палитра писателя довольно разнообразна. Это и кроткая, мягкая улыбка, преисполненная любовью и приязненным отношением к человеку. И язвительная острота, когда речь идет о бесхозяйственности, лености, безответственности, невежестве. Цикл произведений «Моя автобиография» преисполнен именно мягкого и доброго смеха. Сколько тепла и любви к людям, которые его окружали в детстве, передает нам Вишня в рассказе «Моя автобиография»! Рассказ «Как мы когда-то учились» и «Ох и лечили нас» рассказывают с тонким, ненавязчивым юмором о том, как жило село во времена детства писателя. «Очень рано начиналось профессиональное образование на селе»,- пишет Вишня. Дети еще только начинали ходить, а им уже поручали пасти гусей. Вершина этого этапа «профобразование» - умение пасти коней…
Остап Вишня - один из зачинателей и виднейших представителей украинской сатирическо-юмористической литературы. Популярность Павла Михайловича Губенко была в народе невероятная, но больше его знали как Остапа Вишню. Его также называли чародеем смеха. Мастер острого смеха в своих произведениях высмеивал бюрократов, пьяниц, истребителей природы, подхалимов. Каждое слово, написанное его рукой, несло в мир радость, излучало яркий свет. Павел Михайлович всегда писал о своем родном народе, о его обычаях, об украинском языке, был с ним всегда неразделим, и в этом секрет его удивительной популярности. Сыновьей любовью Остап Вишня любил родной народ, как солнце, как воздух. Свое творчество Остап Вишня начал с политических памфлетов и фельетонов. Больше всего произведений он посвятил жизни села. Об украинском революционном селе юморист написал 650 «улыбок». В своих произведениях Остап Вишня откликался на ежедневные проблемы общественной жизни в разнообразнейших ее проявлениях, он высмеивал отсталость отдельных крестьян, бескультурье, темноту, невежество, суеверность. Сатирик выставляет недостатки, которые выглядят как посмешище при строительстве новой жизни. В творении «Усыпка, утечка, усушка и утряска» жало сатиры направлено против расхитителей государственного имущества, созданного работой честных людей. Усыпка, утечка, усушка и утряска - это четыре любимейших слова на хозяйственном фронте, четыре слова, и все на «у». Уркват называлось то слово. Уркват - это фамилия английского промышленника, финансиста и миллионера, который был владельцем горных предприятий - после Октября старался получить свои бывшие владения, но правительство ему ничего не отдало.
Остап Вишня - выдающийся украинский писатель-сатирик и юморист. Павел Михайлович Губенко (настоящее имя писателя) родился 13 ноября 1889 г. на хуторе Чечва Ахтырского района Сумской области в многодетной семье управляющего господского имения. В 1907 году закончил Киевскую военно-фельдшерскую школу. С 1917 года учился в Киевском университете, который из-за событий революции 1917 г. и гражданской войны так и не закончил. Печататься начал в Каменце-Подольском, который в 1919-1920 гг. был временной столицей Украинской Народной Республики. Из первых публикаций (большинство которых не сохранилось) известны фельетоны «Демократические реформы Деникина» в газете «Трудовая община» за подписью «П. Грунский» и «Сказка (о красногвардейце)» в сатирическом журнале «Репейники», подписанная «П. Михайлович». В этом фельетоне рассказывается о том, как не пригодный ни к какому делу болван, пристает к погромщикам и бандитам, а когда набирается там «опыта», то сам Ленин благословляет его в ряды красногвардейцев. После поражения УНР Остап Вишня был арестован ЧК и препровожден в Харьков для проведения следствия. Из тюрьмы его освободил в апреле 1921 г. В. Еллан-Блакитный и предложил работу переводчика в газете «Вести ВУЦВК». В этом же году писатель начал печататься в «Крестьянской правде» под псевдонимом Остап Вишня. В 1920 - 1930-х гг. издал сборник «Дали небесные» (1923), «Вишневые улыбки (сельские)» (1923), «Кому весело, а кому и печально» (1924), «Вишневые улыбки крымские» (1925), «Украинизируемся» (1926), «Вишневые улыбки кооперативные» (1927), «Вишневые улыбки литературные» (1927), «Вишневые улыбки театральные» (1927), «Вишневые улыбки заграничные» (1930) и прочие.
В украинской литературе есть много интересных фигур. Особое место среди них занимает Остап Вишня. Его творчество отмечается глубокой самобытностью, в которой объединяются вместе и лирика, и мягкий юмор. Остапу Вишни принадлежит приоритет в жанре юмора, а особенности изложения являются стилем писателя. Лирика его юморесок исходит от увлечения родной природой, от любви к народной песне. Задушевность, глубокая эмоциональность, которая ярко взрывается непосредственными переживаниями, характерны для произведений украинского юмориста. Не случайно описания природы, как правило, завершаются песенными строками, которые усиливают эмоциональное восприятие: В юморесках-шутках осуждается самоуверенность людей, невежество.