| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Раздумья над произведением И. Драча «Чернобыльская мадонна»

ЭКОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОСТИ ИЛИ НРАВСТВЕННОСТЬ ЭКОЛОГИИ?  Украина! Как много чувства вложены в это слово. Какая она красивая, величественная и неповторимая. Как много вынесла она на своих плечах! Любовь к родному краю дарится ребенку с молоком матери, с первым сказанным словом, песней. А когда ребенок окрепший, она топчет малыми ногами землю, которую топтали ее деды и прадеды. Вы некогда не задумывались над тем, что такое Украина? Неужели некогда сердце не задрожало, не начало быстро стучать при этом слове? Голубизна неба, полная горячего солнца, неба - высокого, чистого, где когда-нибудь вы найдете множество туч, а в ясные черные ночи не сможете пересчитать звезды, даже со всеми учеными мира. Такие звезды и такие ночи могут быть лишь в родном крае. Родной край - это город, где вжились вместе памятки старины и новые дома, которые, смотря на нас своими стеклянными глазами, не понимают проблем нашей жизни. А вокруг нас такая странная красота - природа! А какой замечательный лес и первые цветы на лужайке, последние клочки серого снега, из-под которого выбивается первая трава. Как это не любить? Неужели все равнодушные к этому? Неужели всем все равно, что было в прошлом, а что будет дальше?



ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ИВАНА ДРАЧА

Об Иване Федоровича Драче в последнее время говорят больше как о политике и общественном деятеле. В интервью к шестидесятилетию поэта журналисты упрекали ему за эту связь, считая, что это шкодит поэзии. Но именно сознательная общественно-политическая позиция автора в сочетании с могущественным поэтическим даром подарили читателю поэму «Чернобыльская мадонна». Поэзия И. Драча всегда отмечалась отдаленной ассоциативностью, резким, будто механическим объединением чувствительной конкретики деталей с их непривычным метафорическим наполнением, символизацией. Уже в первых частях поэмы встречаем такие образа-символы, оскорбления-картины: «изморозь седая сирени поседевшей», «в рыжем лесу, что солнца рыжее», «счетчик Гейгера пищит так потусторонний». Эти штрихи короткие, но точные, так как достаточно вместительные, лишь бы очертить разрушительную силу взрыва, который несет смерть всему живому. Каждый образ проводит эту мысль по-своему. Во первых двух выражениях трагическую картину создает повтор слов «седой» и «рыжий», достигая художественного эффекта: у читателя составляется впечатление насилия над природой, преждевременное ее умирание. Определенную роль сыграет и сопоставление рыжего леса и такого же рыжего солнца. Ведь и там и там не может существовать жизни. Таким образом, художественный прием несет определенная смысловая нагрузка. Однако не только зрительные образы создает поэт, чтобы передать весь трагизм того, что произошло. Радиация страшная еще и своей неприметностью, когда только специальные приборы фиксируют опасность. Метафорическая конструкция «счетчик Гейгера пищит так потусторонне» максимально приближает реальный мир живых людей к миру мертвых. Поэт смело вводит в язык стиха научную лексику, наименование научных приборов - «счетчик Гейгера», включая, таким образом, конкретную реальность в поэтический мир человеческих эмоций, которые наделяют реальные черты символическим значением. Это значение еще и усиливается словом «потусторонне». Так рождается трагический символ гибели. И подобных символов много во всей поэме.





Сайт создан в системе uCoz