Украина! Как много чувства вложено в это слово. Какая она красивая, величественная и неповторимая. Как много вынесла она на своих плечах! Любовь к родному краю дарится ребенку с молоком матери, с первым сказанным словом, песней. А когда ребенок окрепший, она топчет малыми ногами землю, которую топтали ее деды и прадеды. Вы никогда не задумывались над тем, что такое Украина? Неужели никогда сердце не задрожало, не начало быстро стучать при этом слове? Голубизна неба, полная горячего солнца, неба - высокого, чистого, где когда-нибудь вы найдете множество туч, а в ясные черные ночи не сможете пересчитать звезды, даже со всеми учеными мира. Такие звезды и такие ночи могут быть лишь в родном крае. Родной край - это город, где вжились вместе памятки старины и новые дома, которые, смотря на нас своими стеклянными глазами, не понимают проблем нашей жизни. А вокруг нас такая странная красота - природа! А какой замечательный лес и первые цветы на лужайке, последние клочки серого снега, из-под которого выбивается первая трава. Как это не любить? Неужели все равнодушные к этому? Неужели всем все равно, что было в прошлом, а что будет дальше?
Об Иване Федоровиче Драче в последнее время говорят больше, как о политике и общественном деятеле. В интервью к шестидесятилетию поэта журналисты упрекали его за эту связь, считая, что это шкодит поэзии. Но именно сознательная общественно-политическая позиция автора в сочетании с могущественным поэтическим даром подарили читателю поэму «Чернобыльская мадонна». Поэзия И. Драча всегда отмечалась отдаленной ассоциативностью, резким, будто механическим объединением чувствительной конкретики деталей с их непривычным метафорическим наполнением, символизацией. Уже в первых частях поэмы встречаем такие образы-символы, оскорбления-картины: «изморозь седая сирени поседевшего», «в рыжем лесе, что солнца рыжий», «счетчик Гейгера пищит так потусторонне». Эти штрихи короткие, но точные, так как достаточно вместительные, лишь бы очертить разрушительную силу взрыва, который несет смерть всему живому. Каждый образ проводит эту мысль по-своему. В первых двух выражениях трагическую картину создает повтор слов «седой» и «рыжий», достигая художественного эффекта: у читателя составляется впечатление насилия над природой, преждевременного ее умирания. Определенную роль сыграет и сопоставление рыжего леса и такого же рыжего солнца. Ведь и там и там не может существовать жизни. Таким образом, художественный прием несет определенную смысловую нагрузку. Однако не только зрительные образы создает поэт, чтобы передать весь трагизм того, что произошло. Радиация страшная еще и своей неприметностью, когда только специальные приборы фиксируют опасность. Метафорическая конструкция «счетчик Гейгера пищит так потусторонне», максимально приближает реальный мир живых людей к миру мертвых. Поэт смело вводит в язык стиха научную лексику, наименование научных приборов - «счетчик Гейгера», включая таким образом конкретную реальность в поэтический мир человеческих эмоций, которые наделяют реальные черты символическим значением. Это значение еще и усиливается словом «потусторонне». Так рождается трагический символ гибели. И подобных символов много во всей поэме.
Прошли уже десятилетия из того времени, как в Чернобыле произошла большая трагедия, трагедия, которая изменила представление людей об атомных станциях. Она забирает от нас людей каждый день… И до сих пор слышно ее бешеное дыхание, которое парализует и останавливает сердца, которое поражает лучевой болезнью все живое и разрушает клетки. Тяжелыми раздумьями о Чернобыльской трагедии делится с нами Иван Драч в своей поэме «Чернобыльская Мадонна». Нет ни у кого слов, чтобы высказать горе, боль, отчаяние от того, что произошло. Ведь произошло непоправимое, то, чего никто не ждал. А может, даже знали и боялись сказать об этом вслух, так как в нашей стране не должно было ничего произойти. Что же теперь? Нет тех зеленых полей, где изобиловала цветами природа, нет рек, где плавали дети. Хотя, может, и есть. Лишь трава на полях рыжая, лишь вода в реках заражена радиацией, да и где те дети? Никто не даст ответа. Ведь не найдено того Седьмого, кто ответил бы за Чернобыльскую трагедию. Автор с болью в сердце спрашивает: почему их шесть? А где же Ты - этот первый? Почему ты не сидишь на скамье - Первый? Кто это: научный работник или руководитель, или поэт, или обычный человек? А может, все мы, равнодушные к тому, что происходит вокруг нас, мы. безымянные и безмолвные? Почему лишь тогда, как произойдет беда, только тогда будто приоткрываются глаза, только тогда бросаются спасать все и всех, а до этого… До этого летят в атмосферу выхлопные газы, а в реки - химические выбросы, высыхают моря, гибнет природа. Мы сами вылущиваем свое «яблоко». Пройдет немного времени, и его не станет…
Представляете ли вы, какой трагедией для всех людей была авария на Чернобыльской АЭС? Это тоже самое, что и взрыв атомной бомбы. Да и сейчас название города «Чернобыль» пугает всех, вызывает ужасные ассоциации: картофель ли не из Чернобыля, яблоки ли не из Чернобыля? Никто не хочет получить лучевую болезнь. Люди хотят жить. И живут, и забывают о том, что понаделали озоновых дырок, наверное, ждут, что через них на планету прилетят инопланетяне; высушили моря - не для того ли, чтобы уравнять площадь мирового океана с сушей? Позагрязняли реки, в которых рыбы теперь плавают только кверху животом, так как вода отравлена ядохимикатами. Что же дальше ждет нашу планету? Этот вопрос задает Иван Драч в своей поэме «Чернобыльская Мадонна». Родился Иван Драч в октябре 1936 года в селе Телиженцы на Киевщине. В 1951 году напечатали его первый стих в районной газете. После окончания школы Иван Драч становится преподавателем русского языка и литературы в соседнем селе, в семилетке. Потом служит в армии. После этого поступает на филологический факультет Киевского университета. Со временем Павел Загребельный взял талантливого юношу в «Литературную газету» в отдел поэзии. Тем временем, Драч получает специальность кинодраматурга на Высших сценарных курсах в Москве. Работал в сценарной мастерской киностудии им. А. Довженко. Но очень скоро украинское кино было фактически разгромлено. Ничего не поделаешь, и пришлось Драчу войти в правление Киевской организации Союза писателей Украины, а потом даже стать его главой. От судьбы не убежишь: Драча избирают главой Народного Руха и депутатом Верховной Рады Украины, главой Совета общества «Украина».
И. Драч - один из наиболее современных по звучанию украинских поэтов. В литературу пришел в 60-х годах. С первых его публикаций о нем заговорила критика. Это была в самом деле новая поэзия с новой поэтикой. Поэт стремился к эстетичному постижению достижений человечества, их синтеза с давнейшими источниками, с художественными достояниями своего народа. Он выработал свой неповторимый метафорический способ мышления, стиль, который не всем удается постичь. Все его творчество пронимают солнцепоклоннические мотивы, начиная от первого сборника «Подсолнечник» до прочернобыльского «Храм солнца». Он идет от народной космологии, что солнце - наш отец, который дает жизнь всему. Уже первый сборник дал основания говорить, что он по новаторски изображает жизнь людей: в подсолнечнике были руки и ноги, было тело шершавое и зеленое, он бегал взапуски с ветром, он прыгал на одной ноге, чтобы вылить из уха воду. И вдруг увидел солнце, красивое, загорелое солнце. В золотых переливах кудрей. Поэзия, солнце мое оранжевое! Ежесекундно какой-либо мальчишка откроет тебя для себя, Чтобы стать навеки подсолнечником. («Баллада о подсолнечнике») И фольклорным балладам было присуще подобное перевоплощение девушки в тополь, вербу, калину, казака - у явора, а в этой балладе чудо произошло с мальчиком-подсолнечником. Поэт утверждает мысль, что солнце - символ красоты искусства, народной веры в неувядаемую его силу. Поэтизацию солнца мы видим и в «Этюде о хлебе». «Хлеб - как солнце», - говорит народ. Произведение хозяйки дома, он, как солнце, основа жизни человека. Поэт прибегает к персонификации: «На хмеле замешанный, выдует грудь». Сколько уважения и гордости за свою работу у земледельца да и у поэта, так как он крестьянский сын.