Мне пришлась по душе главная героиня Маруся. Ее автор очень ярко, с симпатией нарисовал в своем произведении. Вот как описал Квитка-Основьяненко ее портрет: «Высокая, прямая, как стрелочка, чернявенькая, глаза, как терновые ягодки, бровоньки, как на шнурочке, личиком красная, как господская мальва, которая в саду цветет, носик так себе прямой с горбинкой, а губоньки как цветочки расцветают…» Этот портрет можно сравнить с портретом песенным: «Ой ты девушка, сердце мое, Личико твое румяное; Не так личико, как ты сама,- на бумаге написанная». Маруся изображена в повести богобоязненной девушкой. Она часто ходила в церковь, никогда не гневила своих родителей, так как очень любила и уважала их. Девушка постоянно переживала, когда полюбила Василия, так как не могла об этом никому сказать: ни подруге, ни отцу с матерью. Это ее очень удручало, смущало душу.
Выдающуюся роль в становлении новой украинской литературы сыграл наш славный земляк Г. Ф. Квитка-Основьяненко. В свое время он был настоящим знатоком украинского языка. В своих произведениях, написанных украинским и русским языками, Квитка отобразил ряд важных черт феодально-крепостнической действительности, ярко нарисовал жизни разных слоев украинского общества конца XVIII - начала ХIХ ст. Лучшие из сентиментально-реалистических произведений Квитки-Основьяненко - повести «Маруся», «Козырь-девка», «Несчастная Оксана», «Искренняя любовь». Центральным персонажем каждой из названных повестей выступает сельская девушка. Идейную основу повести «Маруся» (1832 г.) представляет реальный жизненный конфликт социально-бытового содержания. Все персонажи произведения благородные и душевные люди, правдивые и самоотверженные, трудолюбивые и скромные, безропотные и богобоязненные. Избранная Квиткой художественная форма не могла еще вместить богатства и полноту жизни, поэтому насыщенная живописными картинами обычаев и быта, цветастыми описаниями природы. Народнопоэтическая струя «Маруси» сделала ее доступной и понятной читателю.
Григорий Федорович Квитка родился 18 ноября 1778 г. в слободе Основа, которая под Харьковом. Походил из дворянской семьи, которая имела давние казацкие корни. Учился у частных учителей и в монастырской школе. Некоторое время провел в монастыре как послушник. Оставив монастырь, работал на разных государственных и выборных должностях. Несколько раз избирался предводителем дворян Харьковского уезда, был совестливым судьей, главой Харьковской палаты криминального суда. Выступил инициатором учреждения Харьковского института благородных девиц. Исполнял обязанности директора Харьковского театра, входил в состав редакции журнала «Украинский вестник». Умер Квитка 8 августа 1843 г., похоронен в Харькове. Первые литературные попытки Квитки припали на 1816 год. На украинском языке Квитка начал писать в начале 30-х годов, уже немолодым человеком. Свои произведения чаще подписывал псевдонимом Григорий Основьяненко. Первая публикация украинской прозы писателя появилась на страницах харьковского альманаха «Утренняя звезда» (1834, кн. 2).
Григорий Федорович Квитка родился 18 ноября 1778 г. в слободе Основа, которая под Харьковом. Походил из дворянской семьи, которая имела давние казацкие корни. Учился у частных учителей и в монастырской школе. Некоторое время провело в монастыре как послушник. Оставив монастырь, работал на разных государственных и выборных должностях. Несколько раз избирался предводителем дворян Харьковского уезда, был совестливым судьей, главой Харьковской палаты криминального суда. Выступил инициатором учреждения Харьковского института благородных панн. Исполнял обязанности директора Харьковского театра, входил в слог редакции журнала «Украинский вестник». Умер Квитка 8 августа 1843 г., похоронен в Харькове. Первые литературные попытки Квитки припали на 1816 год. На украинском языке Квитка начал писать в начале 30-х гг., уже немолодым человеком. Свои произведения чаще подписывал псевдонимом Григорий Основьяненко. Первая публикация украинской прозы писателя появилась на страницах харьковского альманаха «Утренняя звезда» (1834, кн. 2). Проза Цветка-Основьяненка была для в свое время явлением новаторским.
Повесть «Конотопская ведьма» - не только сатира на казацкое старшинское устройство, а и произведение, тесно связанный с фольклором. Автор в основу произведения положил народное поверье, мастерски соединил реальность и фантастику. Факты жестокой расправы над людьми были обусловлены засухой, голодом. Люди в отчаянии «возрождали» такие жестокие обычаи, как топление ведьм. Если подозревали женщину в колдовстве, то бросали ее в воду: когда держится на воде, не тонет, то считали за ведьму. Люди были убеждены, что вода как элемент, освященный актом Божьего крещения, не принимает в себя нечистого, грешного. Именно юмор, сатира, смехчувствительно повлияли на стиль повести Основьяненка и на язык ее героев. Комическим есть прием, какой употребленный автором с определенной целью: он дает читателю понять мертвенное, лишенное всякой мысли, существование конотопской верхушки. В юмористическом плане повесть описывает ряд эпизодов, в частности, когда писарь предлагает Забреха пересчитать сотню казаков, на что последний ответил: «да, господин писарю! Я бы, пожалуй, , так лекарства более тридцати не знаю. Считай сам, как знаешь, ты на то писарь; а я все после подпишу, так как я на то сотник, чтобы не читать, а только подписывать». А когда писарь не мог написать «репорт», то решил сделать его из хворостины, на которой сделал сто засечек (это означало, что в сотне сто казаков). Писарь никак не мог пройти с этой хворостиной в светлицу и предлагает «или стену протянуть, или стелю поднять». Чтобы внести в дом хворостину, писарь переломал ее и тогда никак не мог досчитаться одного казака. «Сие ты как переломал хворостину, так она в самый раз на казаку хрустнула. Вот ты, держа ее на две половины, тем одного и не досчитывался». Вот в этом эпизоде писатель высмеял бестолкового писаря, который хотел отомстить сотнику.