Григорий Федорович Квитка родился 18 ноября 1778 г. в слободе Основа, которая под Харьковом. Походил из дворянской семьи, которая имела давние казацкие корни. Учился у частных учителей и в монастырской школе. Некоторое время провел в монастыре как послушник. Оставив монастырь, работал на разных государственных и выборных должностях. Несколько раз избирался предводителем дворян Харьковского уезда, был совестливым судьей, главой Харьковской палаты криминального суда. Выступил инициатором учреждения Харьковского института благородных панн. Исполнял обязанности директора Харьковского театра, входил в слог редакции журнала «Украинский вестник». Умер Квитка 8 августа 1843 г., похороненный в Харькове. Первые литературные попытки Квитки приходили на 1816 год. На украинском языке Квитка начал писать в 30-начала х гг., уже немолодым человеком. Свои произведения чаще подписывал псевдонимом Григорий Основьяненко. Первая публикация украинской прозы писателя появилась на страницах харьковского альманаха «Утренняя звезда» (1834, кн. 2).
Когда читаешь произведение Квитки-Основьяненко «Маруся», кажется, что ты побывал в украинском селе в начале XIX столетия, - настолько живо изображена жизнь украинского крестьянства. Большой знаток украинского фольклора, писатель сумел донести к нам и быт, и обычаи народа, сумел показать очень образно его праздники, радость и горе. Кажется, закроешь только глаза - и увидишь девушку Марусю - надежду родителей, которая весело разговаривает со своим любимым Василием где-то среди волшебной украинской природы или работает возле печи, стараясь сварить обед. Кто же такая эта Маруся? Обычная себе девушка, которых было много на Украине, но автор будто собрал вместе их лучшие черты: «Высокая, прямая, как стрелочка, чернявенькая, глазищи, как терновые ягодки, бровоньки, как на шнурочке, личиком красная, как господская мальва…» Даже в портрете Маруси ощущается единство с фольклорными источниками. А какой у нее язык! Маруся не только красивая, еще и богатая. Но не задирает носа перед другими девушками, даже наоборот является смирной и покорной. Она очень трудолюбивая. Ведь девушек еще сызмала приучали быть хозяйками в доме. Когда им приходило время выходить замуж, они уже все умели делать. А какая не умела - надолго оставалась в девках. Поэтому и пишет автор о Марусе: «…а что работящая! И на отца, и на мать, и на себя прядет, шьет, моет, и сама все одна, без наймички, и варит, и печет».
Как вы, наверное, знаете, тема ведьмовства очень распространена в фольклоре. Но не считайте, что повесть «Конотопская ведьма» какая-то там сказочка. Совсем не сказочка, так как действительно были распространены в XV - XVIII ст. жестокие расправы над людьми, заподозренными в «ведьмовстве». А наиболее распространенным было купание обвиненных в холодной воде. Это купание основывалось на убеждении, что вода, как элемент освященный актом крещения Христового, не принимает в себя ничего нечистого, и соответственно, ведьм и волшебников. Конотопская ведьма - Евдокия Зубиха. Главный персонаж повести - Забреха - сатирический образ; сотник метко охарактеризован народным метафорическим выражением: «не имел девятой клепки». Но он наделен фактически неограниченной властью - руководит всем войском конотопским. Это уже реальность. В отношении к простому народу Забреха напыщенный, кичливый. «Хотя и подошел к людям, которые перед ним все шапки сняли и поклоняются ему, а он идет себе, надувшись, ни на кого и не смотрит, только щеки раздувает, чтобы все знали, что он тут-здесь является старшим». Презрение в отношении к народу - это уже типичные черты правителей - господ и начальства.
Но мы снова возвращаемся к реальности. Читаем о самой обычной свадьбе на селе, хотя и невеста была «подмененная». Закончилось она, правда, невесело, так как пришел «рапорт» о снятии Забрехи с должности сотника. А тогда вся община потянулась к господину Халявскому, чтобы поздравить его с новой должностью. Чего только не дарит нам наше воображение! И замечательные пейзажи, и волшебные страны, и даже какой-то страх. А рядом идет обычная жизнь с обычными заботами, жизнь, в которой нет места для фантастики. Но только не в повести Г. Квитки-Основьяненко «Конотопская ведьма». Здесь настолько переплетаются реальность и фантастика, что тяжело отличить их друг от друга! Автор рисует нам знаменитый Конотоп, в котором бурлит жизнь. Здесь возникает перед нами и сотник Никита Власович Забреха, необразованный человек да еще и пьяница; и писарь Прокоп Пестряк, любитель водки и женщин. Властвовали сотник и писарь хорошо: что Пестряк загадает, то сотник и выполняет, а потом вместе пьют и гуляют.
Вы, наверное, читали «Вечера на хуторе возле Диканьки» Н. Гоголя? Так вот, произведения Г. Квитки-Основьяненко - это будто продолжение этой повести. Только там нет ни страшных уродов, ни чертей (есть, правда, ведьмы). Но подобны они к «Вечерам…» своей крестьянской тематикой, тем необыкновенным малороссийским колоритом, который в то время очаровывал не только самих украинцев, а и россиян. Вообще же, повести Квитки-Основьяненко могут вас очень умилить, например, повесть «Маруся». А те, кто любит посмеяться, могут прочитать «Конотопскую ведьму».