В 70-те годы XIX столетия И. Нечуй-Левицкий, как отмечал Иван Франко, «достиг вершины своего литературного творчества, написав «Николая Джерю…» Повесть отмечается стройностью композиции. Произведение строится на принципе контраста, противопоставления. Его писатель придерживается, когда раскрывает характеры персонажей, изображает природу. Бунтарство Николая, откровенный протест - все это выступает контрастом к полуфеодальному порядку, к патриархальному быту, в котором столетиями жило крестьянство. По принципу противопоставления писатель изображает роскошную природу и на ее тле нищее существование крепостных. Даже в среде крестьян он находит противоположных по своим взглядам представителей: покорного, набожного Петра Джерю и непокоренного, свободолюбивого Николая. Контрастно изображены и женщины - Нимидора и Мокрина. Нечуй-Левицкий, как и много других украинских писателей, не мог мириться с тем, что на благодатной земле, богатой на естественные дары, люди прозябали в страшной бедности. Средство контраста помогает писателю воссоздать кричащее несоответствие между богатейшей землей и крепостничеством крестьян-земледельцев. В повести «Николай Джеря» Нечуй-Левицкий создал глубоко волнительные картины крепостной жизни. Писатель ярко изобразил непримиримые отношения между господами и крепостными, показал настоящие причины бедствования народа. Мастерски написал писатель образ Николая Джери, в котором воплощены порывы народа к независимости и воле, лучшей жизни.
Иван Семенович Левицкий (1838-1918) (псевдонимы - И. Нечуй-Левицкий, И. Нечуй) родился 13 ноября 1838 г. на Киевщине в семьи священника. Учился в духовном училище и в семинарии. Закончил Киевскую духовную академию. Учительствовал в Полтавской семинарии, в гимназиях, Кишинева. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, где и провел остаток жизни. Умер 2 апреля 1918 г. Начало литературной деятельности И. Нечуя-Левицкого припало на 60-те года. В 70-х - 80-х гг. были написаны наиболее известные произведения писателя - «Николай Джеря», «Кайдашева семья», «Бурлачка», «Старосветские батюшки и матушки», «Тучи». На фоне художественных поисков конца ХІХ - ХХ ст. его творчество отмечалось тематическим и стилевым консерватизмом.
Сочинение по повести И. С. Нечуя-Левицкого по повести «Кайдашева семья». Любя свой народ, сочувствуя его тяжелой внизу, выдающийся украинский писатель И. Нечуй-Левицкий считал своим долгом говорить ему правду, будить от тяжелого сна и апатии, которые были вызваны длинными годами крепостнического гнета и бедностью. И правда еще высказана в такой совершенной художественной форме, с таким юмором и иронией, которая это вызывает смех и слезы уже во многих поколений читателей, принуждает их задуматься над вечными истинами добра и зла. Прежде всего, мы видим, что жизнь крестьянина проходит в ежедневной трудной работе. Она хотя и изнурительная, но, наверное, ни один из героев повести не воображал себя без работы. Омелько Кайдаш, кроме хлебопашества, еще делал телеги и другие изделия из дерева. Карп и Лавр нанимались возить к железной дороге из господских мельниц сахар и муку. Вся семья, собрав собственный урожай, шла зарабатывать, чтобы рассчитаться с налогами и на свои нужды оставить малость. Итак, мы выразительно видим одну из черт украинского крестьянина - трудолюбие, как и распорядительность и хозяйственность.
И. Нечуй-Левицкий - выдающийся украинский писатель. Его любимая тема - украинский народ с его красотой и богатством души. И. Франко называл Нечуя-Левицкого талантливым мастером слова, подчеркивал его умение наблюдать жизнь, передавать увиденное средствами слова. Вот почему произведения писателя всегда интересные, захватывающие и, главное, правдивые. В них очень ярко и живописно изображенная жизнь людей, с их праздниками и несогласиями, любовью и ненавистью. Красивым примером этому есть повесть «Кайдашева семья». Главой семьи был Омелько Кайдаш. В господские времена ему пришлось познать тяжелой, изнурительной работы, о чем свидетельствует его внешность. «Широкие рукава закачались к локтям, из-под рукавов было видно здоровые загорелые жилистые руки. Широкое лицо было худощавое и бледное, будто лицо у монаха. На сухом высоком лбу набегали густые мелкие морщины. Кудрявый посеченный волос торчал на голове, как пух, и блестел сединой. Но Омелько не пугался работы. И в каждое свободное от барщины время он не сидел без дела, а работал на себя. Все в его семье были трудолюбивыми: и женщина, и сыны Карп и Лавр, и невестки Мотря и Мелашка. До свадьбы сынов Кайдаши жили относительно спокойно и мирно. Лишь иногда возникали небольшие споры между отцом и Карпом, так как Карп не мог держать языка за зубами и каждого раза оспаривал у отца.
Творчество И. Нечуй-Левицкого - это «раскрытая книга», в которой читаем правду о тогдашней жизни украинского народа, и это художественная энциклопедия народной жизни. Мы не можем не ценить в его творчестве широкий охват украинской жизни в народном творчестве. Эта замечательная повесть отбивает далекое от нас время, дает богатый этнографический и исторический материал исследователям, а нам, большое удовлетворение от самого факта ее существования. Кажется, Гете сказал, что для того, лишь бы составить более или менее полное представление о художнике, нужно знать его на склоне лет. Это неопровержимо. Классик украинской литературы с молодости до глубокой старости он оставался демократом и украинским патриотом и верным сыном своей земли. Творчество И. Нечуя-Левицкого имело большой вес в истории развития украинской литературы. Немалая заслуга И. Нечуя-Левицкого и в развитии литературного языка, который он постоянно пополнял богатствами украинского фольклора и живого народного языка. Без того закономерного этапа, который прошла украинская литература в творчестве И. Нечуя-Левицкого, нельзя вообразить прозы П. Мирного, появления ранних произведений И. Франко, Г. Коцюбинского и многих других писателей. На новом этапе литературного процесса творцам общественно-психологического романа и короткой новеллы весьма уже детальными казались этнографическое и социально-бытовое описания в произведениях славного эпика, впадала в глаза некоторое однообразие, повторяемость образных средств. Но и следующие поколения учили у него вдумчиво наблюдать жизнь в разнообразных его проявлениях, создавать яркие человеческие характеры.