«Кайдашева семья» - новый шаг в раскрытии темы крестьянства. Тема крестьянства - одна из типичных для украинской литературы. Тем не менее, И. Нечуй-Левицкий далекий от народнической идеализации крестьянства. Через бытовые сцены он изображает острейшие социальные проблемы крестьянства: имущественное расслоение, распад патриархальной семьи, кризис религиозного мировоззрения, традиционное для воспитания человека из народа, и замена его мелкособственнической психологией и т.п. Колоритные персонажи - средство раскрытия проблемы. И. С. Нечуй-Левицкий подает характеры персонажей в развитии, предоставляя возможность читателю даты оценку самостоятельно.
Иван Семенович Левицкий (лит. псевдонимы - И. Нечуй-Левицкий, И. Нечуй) родился 13 ноября 1838 г. в г. Стеблеве на Киевщине в семье священника. Учился в духовном училище и в семинарии. Закончил Киевскую духовную академию. Учительствовал в Полтавской семинарии, в гимназиях Калиша, Седлеца, Кишинева. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, где и провел остаток жизни. Умер И. Нечуй-Левицкий 2 апреля 1918 г. Начало литературной деятельности И. Нечуя-Левицкого выпало на 60-те года. В 70-х - 80-х гг. были написаны наиболее известные произведения писателя - «Николай Джеря», «Кайдашева семья», «Бурлачка», «Старосветские батюшки и матушки», «Тучи». На фоне художественных поисков конца XIX - нач. XX ст. его творчество отмечалось тематическим и стилевым консерватизмом. Для прозы И. Нечуя-Левицкого характерное реалистическое отображение действительности. Основная тема его произведений - крестьянская. Внимание автора привлекает социальная проблематика. Он раскрывает влияние крепостничества на судьбы и мораль крестьян, показывает процессы, которые происходили в украинском селе после отмены крепостной зависимости. В повести «Николай Джеря» писатель изобразил крестьянина-правдоискателя, жизнь которого была потеряна в постоянной борьбе с разнообразными проявлениями несправедливости. В повести «Кайдашева семья» прозаик срисовал широкую картину сложных процессов, обусловленных крестьянской реформой. По мнению автора, именно социально-экономические причины изменили традиционное устройство народной жизни. Они обозначились не только на имущественных отношениях, а и на всем комплексе народной обычности, морали и психологическом слоге крестьянина. В отдельных произведениях писатель срисовал жизнь украинской интеллигенции - наиболее глубоко эта тема раскрытая в романе «Тучи». Значительный интерес представляют фольклорные и литературно-публицистические работы И. Нечуя-Левицкого.
Творческие интересы Ивана Семеновича Нечуя-Левицкого чрезвычайно широки: писателя волновали проблемы украинского крестьянства, жизнь украинской интеллигенции, давно отшумевшие события родной истории… Повесть «Князь Иеремий Вишневецкий» переносит читателя в бурлящее XVII столетие, его первую половину, когда точилась жестокая борьба украинцев против господства польской шляхты. Но в центре внимания художника - не героика борьбы, а попытка осмыслить, как стал не только предателем, а даже палачом родного народа князь Иеремий Вишневецкий, потомок знаменитого украинского рыцаря Байды Вишневецкого. И надо быть настоящим психологом, чтобы убедительно и мотивировано рассказать об этом пути к измене. В начале повести мы видим, что молодой Вишневецкий имел в своем характере потенциальные черты сильного человека, которые он унаследовал от своих предков: он никогда не унижался, привлекал непокорным характером. Даже сам Винцентий, ректор львовской иезуитской коллегии, испугавшись силы духа молодого княжича, подумал: «Ой когда бы привлечь этого звереныша к своему лагерю, чтобы он временами потом не наделал нам хлопот. Упаси Бог, как он временами пойдет следом за Криштофом Косинским и Наливайком!» И в самом деле, намерения ректора осуществились: Иеремий украинским патриотом не стал, а наоборот, пристав к католической вере, бросил украинский язык и стал поляком.
Нечуй-Левицкий в повести «Николай Джеря» показал себя большим мастером изображения щедрой украинской природы. Произведение начинается описанием роскошных видов Васильковщины, с ее буйно-зелеными вишневыми садиками, развесистыми вербами, цветами. Удивительно выглядит село Вербовка под лучами солнца: «Как зальет Вербовку пылкое солнце, как засыплет ее сверху золотом и серебром солнечное марево, то вся кудрявая долина кажется залитой буйными зелеными морскими прозрачными волнами…» Пейзаж в произведении помогает лучше раскрыть замысел повести. На фоне вечной гармоничной природы - безрадостная жизнь крепостных. Беспокойство в душе героя передается изображением беспокойства в природе. С тонкой наблюдательностью изображает Нечуй-Левицкий картину приближения ливня. В черном пятне, которое появилось на горизонте, Николаю мерещится «темная копна», которая в скором времени «стала будто здоровой скирдой, и все совалась к берегу…» Грозная морская стихия в воображении крестьянина ассоциируется с сельской природой. Картина разбуженного моря перекликается с его настроением, чувствами, подчеркивает волевой характер.
Одним из известнейших произведений Ивана Нечуй-Левицкого является повесть «Николай Джеря», в которой писатель передал мечты, мысли и ожидания крепостных. Заслуга Нечуй-Левицкого заключается в том, что он показал основной конфликт того времени - противостояние между крепостными и господами. Повесть отмечается яркостью характеров, писатель, будто кистью, изображает развернутые живописные виды. В произведении воспроизведены широкие пространства разных частей Русской империи, разных людей, разные формы производства. Писатель увидел те новые формы эксплуатации, которых еще не замечали его предшественники. Реализм его приобрел новые качества.