Размышление о мифах и басням Эзопа и Ивана Крылова
Басня - произведение художественное, философское, воспитательное. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, завершают ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, которые прожили века, и теперь в стихотворной форме известны под именами других баснописцев, в частности именем русского писателя Ивана Крылова: «Ворона и лисица», «Стрекоза и Муравей» и «Лисица и виноград». «Ворона и Лисица». Мораль этой басни у Крылова принципиально отличается от Эзоповой воспитательной ноты. Эзоп пишет о неразумности Вороны, а Крылов делает другой акцент, и у него главным персонажем становится льстивая Лисица. Итак, основная идея его басни - лесть, которая шкодила окружающим. Обе черты человеческой натуры - глупость и льстивость - можно найти в обеих баснях. Но - акценты авторами расставлены разные, а потому басни воспринимаются по-разному, хотя сразу понятно, что используется один и тот же сюжет.
Басня «Муравей и Цикада» у Крылова названа «Стрекоза и Муравей». Уже в изменении этого названия мы видим интересный момент: баснописцы изменяли колорит своего произведения для более простого восприятия его читателями. Поскольку цикады на территории России не имеют распространения, автор изменяет этот образ на более доступный для своего региона образ стрекозы. Это приближение произведения к простому человеку еще раз подчеркивает основную цель басни - раскрыть человеческие недостатки таким образом, чтобы все поняли и не повторяли ошибок, которые описываются в басне. Мораль басни «Стрекоза и Муравей» со времен Эзопа не изменилась: необходимо думать о будущем и работать ради него.
«Лисица и виноград». Эта басня рассказывает нам о том, как Лисица длительное время старалась достать виноград, который был весьма высоко, и она так и не попробовала его. Лисица тогда сказала, что этот виноград еще зеленый и пошла себе. Мораль Эзоп открывает очень метко и даже афористически: «так и некоторые люди не могут достичь успеха за неимением силы, а предъявляют обвинение в этом обстоятельствам». Интересно то, что в басне Крылова делается ударение на том, что виноград был спелый: «грозди краснели».
Итак, мы видим, что басня - это произведение не только художественное, а еще философское и воспитательное. Басня разоблачает недостатки человеческого характера, а поскольку эти недостатки часто одни и те же независимо от времени и пространства, темы, идеи, сюжеты басен занимаются одними писателями у других. Для автора остается основным одно: чтобы басня работала на исправление человека. И воспитывает она человека очень осторожно и нежно: предлагая ему на усмотрение поведение животных. Таким образом, никто не остается оскорбленным, а кто хочет «услышать», о чем говорит автор, тот «услышит».
Я очень люблю цветы, поэтому, наверное, подружился с Корой, древнегреческой девочкой. Однажды ее маму, богиню Делиетру, пригласили на свадьбу морской богини Фетиды и Пелея. Пошли на праздник и мы с Корой и не пожалели. Какая интересная история состоялась там! Пока боги веселились на Олимпе, богиня распрей Эрида, которую не пригласили на свадьбу, решила отомстить. Она подбросила яблоко с надписью «чарующее». Что здесь началось! Зевс, чтобы не брать ответственности, отдал то яблоко царевичу Парису. К юноше приходили и Гера, и Афина с просьбой отдать фрукт. И вот появилась богиня красоты Афродита. Она предложила взамен яблока Парису сердце красивейший земной женщины Елены. И троянский царевич согласился. Яблоко досталось Афродите, она гордо ходила с ним на празднике.
И Кора рассказала мне о дальнейших событиях. Я с увлечением слушал, как Парис с помощью Афродиты похитил Елену у мужа Менелая, как было собрано войско ахейцев, как они пошли походом на Трою отомстить Парису и забрать Елену. «Вот что натворила Эрида!» - закончила она. Эта история имела и продолжение. Кора рассказала, что вскоре у Пелея и Фетиды родился сын - Ахилл. Чтобы сделать его более защищенным, непобедимым, мать-богиня выкупала малыша в священных водах реки Стикс. И когда она погружала Ахилла в реку, то держала за пяточку. Никакое копье не могло поразить будущего героя Троянской войны. «И погибнет он от стрелы, которая попадет ему в пятку», - грустно закончила Кора.
Девочка так интересно рассказывала о событиях Троянской войны, что я уговорил ее перенестись в те времена. И вот мы под стенами Трои. Не смотря, на то, что у ахейцев был такой знаменитый воин Ахилл, Трою им никак не удавалось взять. Мы с Корой ходили, рассматривали и увидели очень интересную вещь. Воины изготовляли огромного коня. Это посоветовал им хитрый Одиссей. Ночью деревянного коня подогнали к воротам Трои и стали ждать утра. Все состоялось, как и рассчитывал Одиссей. Троянцы решили, что конь - подарок богов, затянули коня вглубь. А ночью из живота вылезли воины-ахейцы и подняли ворота. Так пала священная Троя…
А я рассказал Коре, что о давних историях Эллады помнят наши современники. Мы используем выражения «яблоко раздора», когда хотим сказать о причине ссоры, спора. О впечатлительном месте человека говорим «ахиллесова пята», а когда кто-то применяет коварные, обманные действия, то упоминаем «троянского коня». До встречи, моя древнегреческая приятельница!
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Размышление о мифах и басням Эзопа и Ивана Крылова . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: