На летние месяцы мама с папой отвезли меня к бабуле. Долгое время у меня не получалось войти в режим их селения: просыпаться с появлением солнца, они называют это “с первыми петухами”, гнать на выпас животных, работать на грядках и в саду. Как-то я задала вопрос бабушке: “Зачем так рано?” Тогда она сказала, улыбнувшись: “А ты, внученька, выйди в огород часиков в двенадцать и попробуй сорняки повыдергивать, грядки просмотреть, подойди к малиннику и ягодки пособирай”. На другой день в полдень, когда дремлет все село, я с бабушкой отправилась на грядки.
Того вечера Петина мать перенесла постель из дома в погреб. Проснулся мальчик от невменяемой стрельбы. Мать перегородила ему дорогу к ступенькам, но он проскользнул под рукой. Свыше прозвучал его радостный голос: - Мама, наши пришли. Мальчик быстро отворил дверь и пригласил солдатов в дом. Он с любопытством наблюдал за бойцами. Почти у каждого на гимнастерке блестели медали, ордена. Петя несмело спросил, не с ними ли его отец, Иван Дорошенко. Солдат с усами поинтересовался, сколько лет Петин отец на войне, и сказал, что скоро вернется. Мимо двора ехали всадники. Передний натянул повод, остановился.
Село пережило еще один тяжелый день войны. Двенадцатилетний Вася спешил домой. Вдруг тишину нарушили выстрелы, топот сапог, чужой язык. В село урвал карательный отряд гитлеровцев. Мальчик затаился за плетнем. Мимо него прогнали группу жителей. И вдруг мальчику не хватило воздуха. Железными клещами сжали его шею чьи-то руки. Он поднимает голову и видит высокого фашиста. Мальчик кусает фашисту пальцы. Сильный удар - и мальчуган теряет сознание. Пятый день ползет поезд неизвестными землями. Под крышей небольшое зарешеченное колючей проволокой окошко. Из него выглядывает худенький мальчуган. Заскрипели тормоза. Колыхнулись и замерли на месте вагоны. Эшелон окружили немцы. Вася вглядывается в название станции - «Каспичан».
Сентябрьское утро было пасмурное, но теплое. Воздух был преисполнен ароматом спелых яблок, растительной прелью, влажной травой, землей, завядшей листвой. Этим утром я вышел из дома рано и, не спеша, направился к школе. Времени было вдоволь, и я решил до уроков посидеть на школьном дворе. В устройство школьного двора почти каждый школьник внес свою часть. Астры, например, высадил 7-Б, георгины - наш 6-А. Обкапывали и белили стволы старшеклассники; лавки красили ребята с 8-Б. Было тихо, некоторые школьники проходили мимо меня. Даже звуки машин не казались слишком резкими. И вдруг откуда-то свыше я услышал странные, необыкновенные звуки. Подняв голову, я увидел журавлиный клин. Журавли летели в невероятной вышине и курлыкали. Я даже встал невольно с лавки и с увлечением смотрел в небесную даль. Мне показалось, что эти величественные птицы прощались только со мной. Я впервые видел их. Мне стало интересно узнать что-то о них. После уроков я подошел к Анне Юрьевне, учительнице биологии, рассказал об увиденном, а потом спросил, что она знает о журавлях. Анна Юрьевна рассказала, что журавль особенно держится с достоинством в народе как символ безграничной любви к родной земле, к Родине. Образ журавлиного клина, который проплывает с печальным курлыканьем в осеннем небе, воплощен в поэтических произведениях, песнях. Журавль - птица роскошная. Стройное строение тела, суровый серый в сочетании с черным тоном окраска, грациозный полет, неповторимый журавлиный крик…
Наша квартира уютная. К огромному окну подступают могущественные деревья с огромными кронами. Летом комната кажется зеленой из-за большого количества листьев за окном. Ветвь липы почти вплотную затрагивает окно и может любоваться цветами на нашем подоконнике.- Мы с мамой выращиваем цветы. В вазонах растут Герань, алоэ, золотой ус - все не пересчитаешь. Подоконник - наверное, единственное место в квартире, куда нашей кисе Марусе залазить запрещено. Иногда она садится на мой письменный стол и оттуда смотрит будто старается понять, почему ей туда нельзя, а в палисаднике среди цветов она сидит. Может, это нам так кажется, и Маруся равнодушна к цветам. Просто с возрастом она наблюдает за птицами. Сейчас лето, в небе утром сверкают белыми брюшками ласточки, носятся воробьи, голуби, сороки. Иногда сороки садятся на ветвь липы, которая затрагивает наше окно и с любопытством заглядывают в комнату. Я читала, что сороки небезразличные ко всему блестящему. А некоторые горшки с цветами обвернуты фольгой. «Серебряную» защиту мы применяем для того, чтобы горшки не нагревались на солнце и почва не испарялась.