Цикл повестей К. Г. Паустовского о детях
Творческая деятельность К. Г. Паустовского начинается в 20-е годы. Работая в газетах и в журнале «30 дней», он ездит по стране, собирает материал для очерков и рассказов. Известность пришла к писателю в 30-е годы с появлением книг «Кара-Бугаз» (1932), «Колхида» (1934), «Черное море» (1936). Книги, своеобразные по замыслу, повести-очерки о покорении природы, о людях, способных претворить мечту в действительность,- «Кара-Бугаз» и «Колхида» прочно вошли в чтение подростков и юношества. Много положительных отзывов в критике вызвала повесть «Кара-Бугаз» - высоко ценил ее А. М. Горький, «нужной книгой» называла Н. К. Крупская.
В последние годы жизни К. Г. Паустовский писал, что он проверяет своей молодостью каждый день, стремится приблизить свое нынешнее душевное состояние «к той свежести, молодости и чистоте, которая была в юности» («Коротко о себе»). Способность писателя приблизить свое душевное состояние к «свежести, молодости и чистоте», естественно, приводила к тому, что в своем творчестве он часто обращался к детской аудитории, создавая для нее сказки, рассказы, повести («Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Сказочник» и др.). Эта же способность объясняет и переход в область детского чтения многих рассказов из циклов «Мещорская сторона» и «Летние дни». Умение проникнуть в тайну очарования русской природы, передать «неуловимую связь» русского человека с «бормотанием родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами» оставляет неизгладимое впечатление в сердце юного читателя.
Талантливо простые по сюжету, написанные лаконичной, «сжатой» прозой, произведения К. Г. Паустовского обогащают душу человека, помогают эстетическому и эмоциональному развитию юного читателя. «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы»,- говорит старик собирателю песен в рассказе «Колотый сахар». Паустовский рассказывает в своих книгах о людях горячей, активной мечты: о Ване Малявине, который несет к ветеринару зайца с обожженными лапами («Заячьи лапы»); о мальчике-«выдумщике», который слышал, как шептались рыбы, видел, как барсук лечил нос («Барсучий нос»); о Леньке с Малого озера, который ищет для школьной коллекции падучую звезду («Ленька с Малого озера»).
Самозабвенно любит природу мальчик Ленька. Она близка ему потому, что Ленька знает все «глухие углы леса, все травы, кустарники, мхи, грибы, цветы». В рассказе «Ленька с Малого озера» природа показана глазами маленького героя, но изображение ее дается в плане, характерном для всего творчества Паустовского. Он считал, что «природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало» . К. Г. Паустовский объединяет в своих произведениях людей и природу, сыплет «на людей счастливые сны и сказки», не уводящие от жизни, а открывающие в ней новое, неизведанное, привлекательное. Он умеет слить воедино лиричность описания природы с тонким психологизмом изображения людей. Он помогает читателю почувствовать «сказку жизни»: «…если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона - я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно»,- говорит писатель в рассказе «Жильцы старого дома».
Для Паустовского характерны поиски прекрасного и романтического в самом обыкновенном. Герои его произведений чутки к красоте природы; это не пассивные наблюдатели, а творцы жизни, борцы за прекрасное. Они открывают для себя это прекрасное в природе, в жизни, в искусстве. Например, в рассказе «Корзина с еловыми шишками» дочь лесника Дагни Педерсен открыла для себя мир музыки. Поэтичен сюжет этого небольшого рассказа. Незадолго до смерти Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками. Она собирала в корзину еловые шишки. Детская непосредственность Дагни очаровала композитора, и он обещал сделать ей подарок, когда она вырастет. Григ написал музыку «о глубочайшей прелести девичества и счастья» и посвятил ее Дагни Педерсен. И она получила этот подарок через много лет, когда композитора уже не было в живых. Дагни услышала музыку Грига, поняла ее и все то, что хотел он сказать.
Творчество Паустовского чутко отражает взаимосвязь искусства, природы и человека-творца. Оно помогает читателю понять неповторимый язык природы, воспитывает любовь ко всему земному. В произведениях писателя ясно выражено отношение автора к эпохе, к человеку. Например, в рассказе «Бакенщик» старый Семен учит ребят уважению к родной земле, он считает, что от любви к ней «человек и идет драться». У бакенщика Семена находятся меткие, живые слова для всего, что он видит: для ромашки, которую «грех сапогом раздавить», для медуницы, для купены, цветы которой напоминают ему белые колокола -«заденешь и зазвонят».
Старому бакенщику близко в природе все: облако, клевер, грибной дождь. «Такой дождь дороже золота. От него река теплеет, рыба играет, он все наше богатство растит»,- говорит Семен. Мальчишки, которых он перевозит через реку, любят старика, хотя и посмеиваются над его ворчливостью. Тема человека и природы звучит еще глубже и объемнее в рассказе «Правая рука». Главный герой Тихон Рябцов, зенитный пулеметчик, был ранен в руку под Петергофом. Рана долго не заживала, пришлось отнять руку. Тихона перевезли через Ладожское озеро в Вологду, а потом и в Сибирь, в Бийск. Только летом выписался он из госпиталя и начал служить сторожем в детском доме в селе Белокурихе. Здесь он встретился с двумя мальчиками, которые рассказали, что до войны жили под Ленинградом. Когда началась война, они были в лагере, и всех, у кого не нашлись родители, увезли сначала на Волгу, а потом в Белокуриху. Один из мальчиков, Мигуэль, понравился Тихону. Он испанец, сирота, его старик отец был убит в Мадриде. Суровый Тихон полюбил бледного, застенчивого мальчика, привязался к нему, словно к сыну.
Основная мысль рассказа воплотилась в словах Тихона, сказанных им Мигуэлю: «Ты сиротой между нами не будешь. Наш народ, конечно, простой, бывает грубый, но душевный».
Так тема любви к природе, Родине сливается в этом рассказе с интернациональной темой. Особенности творческой манеры К. Г. Паустовского в произведениях, вошедших в детское чтение, связаны прежде всего с двумя характерными чертами: лиризмом повествования и романтической заостренностью изображаемого. Лиризм создается особой интонацией, идущей часто от автора-повествователя, и свободными ассоциациями, которые играют важную роль в сюжете многих рассказов писателя. Романтическая специфика его произведений проявляется в гиперболизации отдельных образов, ситуаций, эпизодов.
Военные и послевоенные годы - годы напряженных трудовых усилий всего нашего народа. Участниками повседневного созидательного труда становятся и дети. Писатели не проходят мимо этой типичной для нашей жизни особенности. Взрослеют и закаляются в труде Саня Коншаков («Стожары» А. Мусатова), Таня Чижик («Повесть о дружных» Л. Карнауховой), Сережа («Степное солнце» П. Павленко).
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Цикл повестей К. Г. Паустовского о детях . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: