Тема поэтической любви в рассказах Куприна
Школьное сочинение по литературе на примере рассказов «Суламифь» и «Гранатовый браслет» Сложнее обстояло дело с рассказом «Суламифь». Трагическая история древнееврейского царя Соломона и бедной девушки из виноградника была стилизована автором в духе старинных источников, текст рассказа насыщен археологическими деталями, экзотическими наименованиями драгоценных камней, роскошных тканей и редких растений. В эпоху реакции представителями революционной критики это произведение было воспринято как свидетельство отхода писателя от острых социальных тем в сферу эротики и экзотической декоративности, характерной для декадентской литературы. Но «Суламифь» Куприна заключала в себе и нечто отличное от модных декадентских писаний. Это «нечто» заключалось в воспевании радостной, высокой любви, стирающей социальные грани и потому прославленной в веках. Не случайно В. Боровский увидел в рассказе «гимн женской красоте и молодости».
Эта же тема поэтической любви, воплощенная в другом рассказе этих лет-«Гранатовый браслет» (9), непосредственно противостояла мутной волне сочинений М. Арцыбашева, Ф. Сологуба и других декадентских писателей, на разные лады воспевавших культ смерти, низменные, звериные начала человеческой психики? Если в «Суламифи» причудливо смешались краски и линии древнего Востока, пряные подробности библейской «Песни песней» и характерные исторические детали, то трагедия чиновника контрольной палаты Желткова, безнадежно влюбленного в аристократку, разворачивается на реальном фоне приморской осени. «Трудно сказать, почему,- замечает К. Паустовский,- но блистательный и прощальный ущерб природы, прозрачные дни, безмолвное море, сухие стебли кукурузы, пустота оставленных на зиму дач, травянистый запах последних цветов,- все это сообщает особую горечь и силу повествованию».
Персонажи «Гранатового браслета» имели своих реальных прототипов. Писатель использовал факты из семейной хроники князей Туган-Барановских, но обобщил их, перенес события в обстановку реакции после поражения первой революции, придал действительному анекдотическому случаю черты высокого трагизма. Наконец, в повести действие происходит не в Петербурге, как было в действительности, а в любимой Куприным Одессе. Вскоре после выхода из печати рассказа Горький писал: «А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет»… Чудесно… И я рад, я - с праздником! Начинается хорошая литература».
Таким образом, было бы неверно рассматривать творчество Куприна после первой революции исключительно как выражение идейного и художественного упадка. В большинстве произведений писатель оставался гуманистом, художником-демократом, ненавидящим мещанство и реакцию.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Тема поэтической любви в рассказах Куприна . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: