| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Сочинение на тему Образ матери в произведениях Т. Шевченко

Рано потеряв мать, которую «еще молодой в могилу нужда и работа положили», Т. Г. Шевченко всю жизнь тяжело ощущал свое сиротство. Ему вся жизнь браковало материнской заботы, материнской нежности. Возможно, именно поэтому поэт с особым уважением привык относиться к материнству. И это отразилось в его творчестве.

Чиаючи страницы «Кобзаря», мы постоянно встречаем образа матерей. Разные это женщины: есть среди них такие, что, желая счастье детям, заботятся лишь о материальном достижении и готовых ради этого потерять любовь (« Марьяна-Монахиня», «Тополь»). Есть несчастные матери-, которые, не в возможности перенести стыд, губят своих новорожденных детей («Русалка»). И подобных персонажей в поэзиях Т. Г. Шевченко немного. Преобладают совсем другие - трогательные образа отданных, жертвенных в своей материнской любви женщин. Недаром Шевченко с уважением подчеркивает:

  • Слово «мама» - великое слово.

И ради того, чтобы услышать это слово от своего ребенка, героини великого Кобзаря способные на все. Для молодой матери весь мир сосредоточивается в ребенке. Мать уделяет ребенку все свое внимание: кормит, следит за чистотой, забавляет. И очень рано начинает задумываться над ее судьбой, над тем, какое место займет ее любимое дитя среди людей. А чтобы это место было достойное, нужно не только кормить сына или дочь, нужно их воспитывать. Будь то крестьянка («Сова») или полянка («Княжна») - хочет дать своему ребенку образование. Каждая мать думает о счастливом будущем своего ребенка, молит Бог за него. Мотив материнской святой молитвы - наиболее распространенный в поэзиях Шевченко:

  • …Мать обвивала Меня, малого, и ночью На свечку Бог зарабатывала: Поклоны тяжкие била, Пречистой ставила, молила, Чтобы судьба добрая любила Ее ребенка…

Материнская любовь жертвенная. Шевченковские героини способные целиком забыть себя ради детей. Раздетые, голодные, старые женщины странствуют по разным землям, отыскивая «деточек», что их судьба раскинула по далеким местам. Сын может забути мать, а она некогда его не забудет, к последнему дыханию будет верить, что встретит, обнимет свой ребенка. И эта надежда согревает зимой одинокую Сову, дает силы не просто выжить, а стать мудрой докторшей героини поэмы «Ведьма». Иметь способна во всем ограничить себя ради ребенка. Так, например, странствуя с малым сыном, изгнанная родителями Екатерина (из одноименной поэмы) вынуждена попрошайничать. И получив какие-то мелкие деньги, не хлеб, не платка себе покупает молодая женщина, а медовый пряник для своего Ивася.

Особое место в Шевченковской галерее портретов матерей занимает героиня поэмы «Наймичка». Породив сына, Анна подбрасывает его зажиточным пожилым людям, в которых нет детей. Обрадовавшись, старики берут малыша, а Анна нанимается к ним служить. Радушная, работящая, она быстро становится своей у господ, успевает работаться «и в доме, и на дворе, и круг скотины». А лучше всего присматривает малого Марка. Играется, поет. Марко очень любит наймичку, уважает ее, приглашает быть на его свадьбе за мать, так как старая хозяйка умерла. Вся семья: и Марк, и старый Трофим, а со временем и жена Марка, и их дети - относятся к Анне, как к ближайшей родственнице. Тем не менее, она не пользуется этим и отказывается брать участие в свадьбе.  

Ведущий для Шевченковской поэзии образ матери покоряет читателя своим лиризмом, теплотой, нежностью. Ощущается, что это наисвятее для художника понятия. Недаром оно расширяется к границам Родины, которую во всякое время великий Кобзарь называет мамочкой, плачет над ее тяжелой судьбой, казнит ее дерзких и неблагодарных детей, но надеется, что Мать ждет лучше будущее.

Женщина… Наизагадочное Божье создание, которые смущает сердца поэтов на протяжении нескольких столетий… Мать, Берегиня рода, любимая, сестра, жена, дочурка… Сколько у нее имен! Но каждая из них излучает животворный свет любви, искренности и добрая. У каждого художника есть подборка произведений, посвященных ее величественности Женщине. Из первых страниц «Кобзаря» поэт любуется их красотой душевной, искренностью, непосредственностью. Но мир такой жестокий! Зло, измена, коварность, человеческое равнодушие и зависть ломают, калечат души этих женщин, забирают или ум, или жизнь… Это чему же почти все ранние произведения Кобзаря, посвященные теме женской судьбы, заканчиваются трагически? По моему мнению, учителем Шевченко была самая жизнь. А оно - педагог суровый. И или видел мальчик-крепостной возле себя образец женского счастья? Нет! Так как

  • … мать добрую мою
  • Еще молодую - в могилу Нужда и работа положила.

Т. Шевченко - гневный борец против социальной несправедливости, а женские истерзанные судьбы - яркие аргументы. Поэт утверждает, что лишь воля может подарить женщине счастья. В качестве примера - образ Оксаны из поэмы «Гайдамака». Она прошла через тяжелые испытания - убийство отца, плен,- но все же таки получила овеянное мечтой счастье. Оксана вышла замуж за любимого мужчину, гайдамака Ерему, так как эти молодые люди - свободные, они - хозяева своей судьбы. Так вот, для поэта воля и счастье - понятия тождественные и неразрывные. Подтверждение этому мы находим в поэзии, посвященной любимой женщине поэта, с которой он хотел вступить в брак:

  • … І вольную святую душу,
  • И руку вольную, мой друг,
  • Подай мне.

Как видим, Т. Шевченко создал яркие, неповторимые женские образы. Они и до сих пор волнуют читателя, принуждают задуматься, учат, первое за все, быть Человеком. Настоящий Человек некогда не принудит страдать, не будет желать зла другому. И, конечно, каждым рядочком своей поэзии Т. Шевченко призывает: «Люди! Берегите женщин! Дарите им любовь и счастье! Ведь они этого страже…»

 

Ключевое слово:


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Сочинение на тему Образ матери в произведениях Т. Шевченко . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz