Анализ образа Фауста в поэме Гёте «Фауст»
Кто же такой Фауст? Что так привлекает в этом образе писателей, художников, композиторов разных времен и народов? Фауст - историческая личность, средневековый ученый, занимавшийся, по преданию, также магией, «чернокнижием», астрологией. Народная легенда наделила Фауста мощной тягой к знаниям, презрением к каким-либо «непоколебимым» авторитетам, бесстрашием мысли и деяний. Не страшась преисподней, он вступает в сделку с дьяволом ради знаний и радостей земной жизни. Отвага разума позволяет ему дерзко порвать с зависимостью от запретов церкви во имя познания тайн природы и полнокровной деятельной жизни. Именно духовная отвага сделала Фауста символом неутомимых поисков свободной человеческой мысли. Это-то и влечет к нему снова и снова поэтов, композиторов, художников.
«Фауст» Гёте - выдающееся явление мировой культуры и вместе с тем глубоко национальное произведение. Национальное своеобразие сказывается уже в самой всеобщности, философичности поэтического замысла Гёте. Оно проявляется в обрисовке героя, мучимого разрывом между мечтой и действительностью. Национальные традиции видны и в особенностях художественной речи, в преобладании бойких ритмов немецкого народного стиха (книттельферса), чем-то похожего на русские частушки или раёшник,
Гёте писал «Фауста» всю свою жизнь. Писал с перерывами» откладывая подчас на годы, но «Фауст» продолжал жить в сознании поэта, вызревая в его внутреннем мире. Идея «Фауста», как рассказывал сам Гёте, «тихо сопутствовала» ему в течение более чем 60 лет. Он вложил в «Фауста» все, чем жил сам, все свои впечатления, раздумья, познания. А знал Гёте много - в области и искусства, и истории, и философии, и естественных наук (геологии, минералогии, анатомии, ботаники). Гёте унаследовал универсализм великих гуманистов эпохи Возрождения. «Фауст» рос и накапливал силу по мере того, как рос творческий и человеческий опыт его создателя. В нем - синтез всего творчества Гёте, отзвуки чуть не всех его произведений.
Первая литературная обработка историй о Фаусте принадлежит; как предполагают, Иоганну Шпису- Издателю «народной книги». В ее заглавий указано, что книга издана, «дабы служить устрашающим и отвращающим примером и искренним предупреждением всем безбожным и дерзким людям». Богобоязненный протестант Шпис осуждал Фауста за безбожие. Но в самой «народной книге» звучит и восхищение смелостью ученого. В ней есть, например, такие слова: «Окрылился он, как орел, захотел постигнуть все глубины неба и земли».
В «Трагической истории доктора Фауста», написанной Кристофером Марло, Фауст изображен как титаническая натура, отважный искатель новых путей в науке, отвергающий феодальный мир и его идеологию. В задуманной Лессингом драме на фаустианский сюжет герой должен был выйти победителем над силами ада. По свидеттельству одного из современников Лессинга, в этой не найденной (а может быть, и оставшейся ненаписанной) драме Фауст говорил, обращаясь к Князю тьмы и его подручным: «Вы не одержали победы над человечеством и наукой». М. Клингер написал о Фаусте роман, изобразив его бунтарем против феодальных порядков и защитником угнетенных крестьян.
Гёте создал поэму о смысле существования человека и человечества, о смысле и направлении истории. Его «Фауст» поражает смелостью художественного замысла. Герой поэмы - универсальная личность, символ человечества, ищущего истину и устремленного вперед. Гёте поставил героя лицом к лицу не только с конкретными социально-историческими обстоятельствами, но и со всей историей, со Вселенной, с мирозданием. Человек перед лицом истории и мироздания- в дерзости этой идеи проступает пробужденная переломной эпохой вера вбезг граничность возможностей человека, проявляется исторический оптимизм, присущий мироощущению просветителей XVIII в. |
С образом Фауста Гёте встретился еще в детские годы: восьмилетним мальчиком он увидел этого героя в качестве персонажа кукольного представления на ярмарке. Это было в середине XVIII столетия во Франкфурте-на-Майне, где Гёте родился и вырос. Его прадед и дед были ремесленниками, отец - юристом, мать - дочерью бургомистра (городского головы). Гёте получил разностороннее домашнее образование: изучал классические и европейские языки, историю, географию, математику, музыку, живопись, затем учился на юридическом факультете Лёйпцигского и Страсбургского университетов.
В Страсбурге в начале 70-х годов XVIII в. под пером совсем еще молодого человека, студента, возник так называемый «Пра-Фауст» - первый вариант великого произведения, завершенного Гёте в 1831 г., в 82-летнем возрасте, за год до смерти. Когда появился «Пра-Фауст», Гёте в свои 20 с небольшим лет был уже ведущим поэтом «Бури и натиска» - течения, объединившего бунтарски настроенную молодежь; это движение называют также штюрмерским, а «бурных гениев» штюрмерами (от немецкого, что означает: буря).
Жалкой окружающей действительности «бурные гении», как называл’и себя представители этого течения, противопоставили культ свободного человека, свободного чувства, природы и народной поэзии. Природа, считали они, открывает путь к свободе, к избавлению от господства тирании и лицемерия. Теоретиком и вождем течения был старший друг Гёте Готфрид Гердер. Смелый мыслитель, острый критик феодальных порядков и духовного застоя, Гердер открыл для «бурных гениев» великого Шекспира, пробудил в них интерес к немецкому фольклору.
«Бурные гении» были исполнены жажды деятельности, но в условиях неразвитого демократического движения не знали, куда, приложить свои силы. Чувства били в них через край, отражаясь в повышенной эмоциональности их произведений.
- Душа в огне, нет силы боле,
- Скорей в седло и на простор!
- Уж вечер плыл, лаская поле,
- Висела ночь у края гор.
- Толпою чудищ ночь глядела,
- Но сердце пело, несся конь,
- Какая жизнь во мне кипела,
- Какой во мне пылал огонь!
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Анализ образа Фауста в поэме Гёте «Фауст» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: