«Трагические комедии» Дюрренматта
Дюрренматт иронический и серьезный одновременно, он многозначный, но всячески избегает многозначности и трагического пафоса. Отдавая безусловное преимущество жанру комедии, он писал: «Лишь в драматической форме комедии можно воплотить сегодняшнюю трагедию». Пьесу «Визит старой дамы» Дюрренматт обозначил «трагической комедией». Признанная одним из лучших произведений драматурга, она является своеобразным итогом наблюдений писателя над общественной психологией. Миллиард за убийство одного из обывателей городка Гюллен, обещанный жаждущей мести Клер Цаханесян, с негодованием отброшенный добропорядочными горожанами. Однако и отброшенный, он заполняет сознание и воображение обывателей, которые отныне живут, постепенно привыкая к мысли о том, что убийство, за которое предложена такая высокая цена, неизбежно произойдет.
- «Большой соблазн, безвыходная наша нужда», - так начинается обоснование еще не совершенного, но уже неминуемого убийства, для которого, наконец находится более значащее оправдание - чувство высшей справедливости, будто бы присущее гюлленцам.
Внимание драматурга сосредоточивается на реакциях и поступках, которые лишь позорно могут оказаться необыкновенными или невероятными: неправдоподобие у Дюрренматта - гипербола правдоподобия. Гротеск, фантастика, парадоксы пьесы «Визит старой дамы» и других комедий лишь подчеркивают будничность зла, выгоды, бесчестия, на которые легко клюет человек. Правда в пьесе жестокая и беспощадная, однако, лишь таким может быть действенное предупреждение человечеству, которое забывает о справедливости. «Нейтральный» Дюрренматт, который отказывается давать окончательные формулировки, все же предупреждает и требует - не в риторических высказываниях, а всем порядком своего творчества. Комическое в его драмах осознается, по признанию самого драматурга, как «опасное, разоблачительное, требовательное, моральное».
Именно так воспринимается комедия «Физики», которая обошла сцены многих стран мира. Действие пьесы скрепляется детективной коллизией - тройным убийством медсестер психиатрической клиники пациентами-физиками «Эйнштейном», «Ньютоном» и Мебиусом. Сумасшествие Мебиуса - маска, которую он одевает, осознав губительные для человечества последствия своих открытий. «Или мы останемся в сумасшедших, или сойдет с ума мир. Или мы навсегда исчезнем из памяти человечества, или исчезнет само человечество».
И все же «Физики» - комедия: фарс, который, как привычно для Дюрренматта, врывается в трагедию. Клиника, где хотел спрятаться Мебиус, оказывается частью могущественного концерна, а доктор Цанд, который его возглавляет, владеет всеми научными работами физика. В ее руках - судьба не только одного Мебиуса, а и всего человечества. В «Тезисах» к пьесе Дюрренматт писал: «Любая попытка одиночки решить для себя то, что касается всех, обречена на крах», - не поэтому ли трагедия, едва наметившись, оборачивается фарсом? Не поэтому ли «Физики», по определению драматурга,- «пародия на трагедию»?
Так в сферу пародии попал и «трагический жест» Мебиуса. Дюрренматт иронически обыгрывает даже такую тему, как смерть человека и угроза неминуемой гибели человечества. Комедия «Метеор» - об «умирании» писателя Швиттера, которое затянулось. Смерть Дюрренматт трактует как бунт, как преисполненное жизнелюбия стремление к естественности - тогда как воскресение он понимает не как возвращение к жизни, а как невыносимое откровение абсолютной свободы и одиночества, которое постигает человек перед лицом смерти.
«История додумана до конца, когда она приобретает наиболее плохого из всех возможных оборота»,- считал Дюрренматт. Такой «додуманной» до послеядерной реальности историей почти полностью уничтоженного человечества является фантастическая повесть «Зимняя война в Тибете», в которую вошли ранние фрагменты - «Город» и «Из заметок охранника». На планете Земля уничтожены большинство стран и народов, одичавшие люди разрушают последние остатки техники, в которой они усматривают причину всех несчастий. Тем временем где-то в Тибете продолжают воевать наемники. «Я наемник» - первые слова этой повести. Когда же пропасть между людьми и властью (у Дюрренматта - Администрация) становится такой, которую невозможно преодолеть, все человечество, считает писатель, превращается в наемников.
В последние годы писатель (а он любил перерабатывать и дописывать свои ранние произведения) вернулся к сконструированной им модели мира и создал апокалипсическую картину будущего, в которой выразительно проступают черты настоящего. Одно из последних произведений Дюрренматта - новелла «Доверенность, или о наблюдении за тем, который наблюдает за наблюдателями» - дописывает это апокалипсическое полотно. Предельно четкое, «классическое» построение новеллы (она состоит из 24 разделов-предложений) контрастно подчеркивает хаос жизни и невозвратное разрушение причинно-следственных связей. Вслед за С. Кьеркегором, который цитируется в эпиграфе к новелле, Дюрренматт спрашивает: «Что грядет? Чем обернется будущее? Я не знаю этого, не имею по этому поводу никаких предчувствий…». Вопрос о Смысле и Истине, который постоянно возникает на страницах книг Дюрренматта, не получает однозначного ответа.
Однако разнообразие этой загадки, которая называется «миром», дает возможность бесконечного поиска, который называется «жизнью».
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » «Трагические комедии» Дюрренматта . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: