Противоречивость образа Печорина в романе «Герой нашего времени»
Защищая Печорина от критиков, разделявших мнение их, Белинский писал: «Вы предаете его анафеме не за Пороки, - в вас их больше, и в вас они чернее и позорнее,- но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которой он говорит о них… В этом человеке есть ила духа и могущество воли, которых в вас нет, в самых пороках его проблескивает что-то великое… Ему другое Назначение, другой путь, чем вам. Его страсти - бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они, острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь» Долгая и здоровая жизнь Печорина состоялась. Он умер на страницах романа, но многих и многих молодых людей он заставил задуматься о своей жизни, понять ее, искать выхода.
Николай 1 хорошо понял, какую опасную для его империи книгу он прочел на пароходе, мучаясь кошками Бенкендорфа. В письме к императрице он писал: «Счастливый путь, г. Лермонтов, пусть он, если это возможно, прочистит себе голову.»- эти слова относились к последней ссылке на Кавказ, где Лермонтов погиб. И все-таки он победил императора. Даже в мелочи победил: узнав о смерти Лермонтова у себя во дворце, в кругу семьи, за чайным столом, царь произнес знаменитую кощунственную фразу: «Собаке собачья смерть!» - и увидел, что даже его собственная сестра возмущена. Выйдя к придворным, Николай вынужден был выразиться иначе: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
Ему-то Пушкин был так же мало нужен, как Лермонтов. Но оба они были необходимы России - с этим императору пришлось смириться. Лермонтов не дожил до того дня, когда его книга была понята и оценена по достоинству всеми, кто умеет читать. Но книга жила - и делала свое дело. Печорин на сей раз нес добро, а не зло: он учил людей заглядывать в свою душу, судить себя, быть к себе беспощадными. Он учил людей думать.
Вот почему Печорин нужен и дорог нам всегда. Читая роман Лермонтова, мы узнаем очень важные для нас и сегодня вещи. Мы узнаем, что жестокость, равнодушие, невозможность действовать и трудиться - все это тяжелая ноша для человека. Печорин - не образец для подражания; он только герой своего времени. Но вслед за ним пришли другие времена и другие’ герои. ^История России не остановилась - она шла дальше. И в этой истории всегда останется имя молодого человека с лицом некрасивым и прекрасным, с благородным дарованием и благородным умом, и всегда он будет тайной любовью и непреходящей печалью новых и новых молодых людей.
Богатство и глубина содержания «Героя нашего времени», своеобразие психологизма и стилистической природы («зашифрованность» текста, ироническая интонация, скрытый смысл слов) создают удобную почву для разного рода экспериментов. И время от времени появляются статьи с интригующими заглавиями, широковещательными декларациями о «новых путях», об оригинальном подходе и т. д. Но, увы, читателя ждет разочарование. Присмотревшись, убеждаешься, что «новый путь» оказывается старым. Старыми оказываются и идеи, перекроенные на новый лад.
Проблема романтизма Лермонтова давно привлекла внимание исследователей; и далеко не случайно, что одним из основных пунктов вопросника по разделу литературоведения к V съезду славистов в Софии был вопрос: «Каким произведением следует считать роман Лермонтова „Герой нашего времени” - романтическим или реалистическим?». Условия анкетной формы, ограниченность объема ответа (две-три страницы машинописи) не позволяли развернуто аргументировать свое мнение. На V Всесоюзной межвузовской лермонтовской конференции в Орджоникидзе в самой общей тезисной форме мной были изложены основные положения о преобладающем значении романтизма не только в поэзии Лермонтова, но и в его прозе.