Григорий Савич Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в с. Чорнухах на Полтавщине. Происходил из казацкого рода. Получив начальное образование, вступил к Киевской академии. Полного академического курса не закончил, оставив обучение «студентом богословских наук». Был певцом придворной капеллы в Петербурге, входил в слог русской миссии в Венгрии. Работал домашним учителем, излагал в Харьковском коллегиуме. Через конфликт с руководством коллегиума был вынужден оставить посаду. Последние двадцать пять лет жизни, не имея собственного дома, провел в странствованиях. Умер Сковорода 29 октября 1794 г. в с. Ивановцы, что на Харьковщине. Сковорода - автор литературных и философских произведений. Их идейное содержание подчинено поиску смысла жизни человека и определению путей к счастью. Понимая философию как науку жизни, писатель, лишь бы точнее выразить свои взгляды, постепенно переходил от литературных до философских жанров - диалогов, трактатов, притч. Свою поэтическую деятельность Сковорода начал еще в 50-х гг., а в 70- 80-х объединил раньше созданные поэзии в сборник «Сад божественных песен». Это духовно-философская лирика, навеянная преимущественно религиозными переживаниями автора. Наибольшей популярности приобрела десятая песня сборника «Всякому городу - обычай и права». В песне двадцатой «Чистый можешь быть собой» автор поднимает душевную чистоту как наибольшее человеческое сокровище, которое не боится злых клевет и вражеских происков. Значительная часть поэзий Сковороды осталась вне сборника. Среди них представляет интерес стих «De libertate» («О свободе»), в котором автор определяет личную свободу человека как одну из наибольших жизненных ценностей.
Жизненный путь выдающегося украинского философа Григория Савича Сковороды является примером гуманизма и самопожертвования. За свою жизнь странствующий философ сходил много дорог. Он шел к людям, чтобы научить им быть счастливыми. Творческий путь большого мыслителя начался в то время, когда в Русской империи приходил в упадок феодальный порядок. Ему на смену приходил новый, капиталистический, что нес с собой усиление развития национальной культуры и в тот же время новые формы укрощения национальных движений правительством. Г. С. Сковорода был в числе выдающихся личностей в свое время, которые отдалили свой голос на защиту народа: «А мой жребий с голяками…». Народ Украины надеялся на защиту доброй царицы, а получил царский указ о закрепощении. И Сковорода стал на защиту закрепощенного народа, развенчивая вельмож несправедливого мира:
В сознание современников и потомков Григорий Сковорода вошел как народный вольнодумный философ, как странствующий учитель жизни. Высокая образованность не отдаляла его от простого народа, он стремился быть «черной сковородой, которая печет белые блины». Поэтому и произведения свои адресовал тем, кто жил под соломенной крышей, усматривая в этом смысл своего счастья и назначение на земле. Известно, что произведения Г. Сковороды, распространяясь в рукописях, вошли в репертуар кобзарей и лирников, а один из них («Всякому огороду нрав и права») использовал Котляровский в пьесе « Наталка-Полтавка». Как человек в свое время, как представитель просветительской идеологии, Г. Сковорода добывает свою философию на учении об «естественной» человеке и путях достижения ею счастье. В природе, перед Бог, по его мнению, все люди равные. Общественная организация порождает общественную неровность, т.е. эксплуатацию господствующей верхушкой низов, которые есть неестественным, несвойственным самому естеству человека. А потому Сковорода возражает не только существующий общественный порядок, а и любую эксплуатацию. Хищническую сущность господствующих классов раскрывает Г. Сковорода в стихе «Всякому огороду нрав и права», сатирическое направление которого отображает позицию трудового народа.
Главными раздумьями Г. Сковороды как творческой личности были раздумья о счастье человека и пути его достижения. Ими преисполненное все его творчество. «Как хочешь быть счастливым, не ищи своего счастья за морями… не странствуй по Ерусалимах», так как, как считал Г. Сковорода, оно не только рядом с тобой, оно «внутри тебя»: «в твоем чистом сердце, в твоей честной душе, что живое по законам Божьими и велением Божьим». Эта мысль повторяется в разнообразных вариациях, сентенциях, библейских тезисах, но лаконично она передана в формуле: «Счастье твое и мир твой, и рай твой, и Бог твой внутри тебя есть». Достичь счастья - означает прислушаться к своему внутреннему голосу, выслушать себя, т.е. сполна войти «в храм свой», жить в гармонии с природой, с Богом, так как только это приносит счастье, это предусмотрено тебе «блаженной натурой». Все, что нужно человеку, силы, которые держат ее в мире, противостоят злу, она имеет в себе от природы. Нужно лишь все то познать, открыть в себе и использовать на благо.