| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



«Учитесь, читайте, и чужому учите, и своего не сторонитесь…» голос Кобзаря

В знаменитейшем послании «И мертвым, и живым, и не родившимся землякам моим…» Шевченко обращается к национальной интеллигенции, либеральному панству с призывом учиться. Поэт стремится, с одной стороны, высмеять, осудить жестокое отношение к крепостным, с другой - повлиять на определенные круги украинского либерального дворянства и интеллигенцию. Если вы прочитаете произведение, то увидите, что Шевченко раскрывает в нем злободневные общественные вопросы того времени - взаимоотношения между культурными силами и народом, а в связи с этим - и борьбу против социального и национального угнетения. Уже с самого начала поэмы Шевченко разоблачает помещиков-крепостников, их жестокость в обращении с крепостными, говорит, что они

  • Оглохли, не слышат;
  • Кандалами меняются.
  • Правдой торгуют.
  • И Господа пренебрегают, -
  • Людей запрягают
  • В тяжелые ярма. Пашут бедствие,
  • Бедствием засевают.

Шевченко видел, как господа, которые кричали, что любят Украину, на самом деле «хуже ляха» распинали ее. Их любовь к Украине, к порабощенному народу насквозь фальшивая.  Поэт, который видел возмущенных крестьян, нарастание протеста против угнетения, высказал уверенность в том, что гнет народа приведет к восстанию и расправе с поработителями. Крестьянская революция должна подвергнуть наказанию панство:

  • Раскуются в скором времени
  • Закованные люди.
  • Настанет суд, заговорят
  • И Днепр и горы!
  • И потечет стореками
  • Кровь в синее море…

Шевченко знал господ, которые часто ездили за границу, прожигали там время, пропивали свое имущество, а возвращаясь оттуда, старались подражать всему иностранному. Из чужих стран они привозили только «больших слов большую силу, да и больше ничего». Ведь это не делало их культурными, гуманными, передовыми людьми. Воспитанный хам остается хамом. Так и эти господа, как и раньше, продолжали угнетать народ, драть шкуру «с братьев невидящих, хлебопашцев». В послании также звучит и второй мотив - призыв к передовым дворянским интеллигентам помочь народу, нести ему культуру, сознание. Надо нести в народ правду, посмотреть на свою Украину и полюбить искренним сердцем родную землю, хотя сейчас она и является «большой руиной».

Поэма преисполнена любви к Украине, гордости за ее прошлое. Поэт выступает против извращений истории Украины, в частности против вражеской теории монгольского происхождения славян. Оказывается, мы монголы, только удивительно, от чего у нас глаза открылись? Для Шевченко это было тоже удивительно:

  • Немец говорит: «Вы моголы». «Моголы! Моголы!»
  • Золотого Тамерлана Внучки голые.
  • Немец говорит: «Вы славяне». «Славяне! Славяне!»
  • Знаменитых прадедов больших Правнуки плохие!

Поэт призывает по-настоящему разобраться в своей истории, которая кровью умывалась. Надо всю историю прочитать, ничего не обходить в ней. Обращаясь к потомкам казацкой старшины, которые перья покупают и «едят на здоровье» картошку, выращенную на землях Сечи, Шевченко ставит в укор им за безразличное отношение к героическому прошлому Украины, к борьбе народа за свою свободу против разных рода поработителей - иностранных и «своих».

  • А чьей кровью
  • Та земля напоена,
  • Что картофель родит, -
  • Вам безразлично.

Обратимся к самому произведению. Что можно написать во введении? Конечно, не описывать всю жизнь Шевченко - пламенного патриота и не пересчитывать, сколько стихов он написал об обездоленной Украине. Возможно, и напишете, что в этот раз поэт обращается к своей мамочке и плачет над ее судьбой, так как даже украинцы забыли о ней, безразлична им ее история. В основной части напишите, что поэт-патриот подвергает критике лжепатриотов, которые читали иностранных авторов, знали все славянские языки, кроме своего, родного, сторонились своей отчизны. Шевченко предупреждал:

  • ..Кто мать забывает,
  • Того Бог наказывает,
  • Того дети сторонятся,
  • В дом не пускают.
  • Чужие люди прогоняют.
  • И нет злому
  • На всей земле бесконечной
  • Веселого дома.

Шевченко последовательно отстаивал развитие национальной культуры, считал, что культура каждого народа имеет свои характерные особенности, которые базируются на истории родного края. Она отображает своеобразность психического состояния нации. Шевченко с уважением относился к разным культурам. Мысль о единении культур пронизывает и послание «И мертвым, и живым…» Поэт последовательно отстаивает обогащение одной культуры другой, считает необходимым для развития украинской культуры использование всего лучшего, созданного другими народами. Но из этих культур надо брать то, что имеет общечеловеческое значение.

Итак, выводы. Шевченко жалеет, что забыли историю украинскую, и сейчас милее всем история и культура иностранная; нет сейчас правды (а когда она была?); нет у украинцев своего собственного голоса - все прислушаются к чужим завываниям; не заботятся о счастье родной Родины, на которой владычествуют господа и считают людей за рабов. Хочет автор, чтобы учили родным языком, разговаривали на родном языке и от других культур брали лишь то, что необходимо. Наверное, мы сейчас мудро руководствуемся завещаниями Тараса Шевченко. В выводе вы можете написать о мечтах Шевченко относительно возвеличенной Украины, которая встала из пепла. Конечно, это должны быть не такие сухие слова, а что-то такое, в чем отображаются ваши патриотичные чувства.

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » «Учитесь, читайте, и чужому учите, и своего не сторонитесь…» голос Кобзаря . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz