Проблема исторической правды в романе Маруся Чурай
О легендарной Маруси Чурай написано немало произведений. К осмыслению феномену ее жизни и творчества обращались Г. Квитка-Основьяненко, Г. Старицкий, В. Самойленко, С. Руданский и прочие. Имя Маруси Чурай отобразилось также в множестве легенд, одна из которых и стала основанием произведения Лины Костенко. Сюжет романа можно рассматривать в двух аспектах: изображение контекста эпохи, т.е. широкого общественно-политического фона Украины XVII столетия, и жизнь Маруси Чурай, история ее несчастливой любви. Используя известный сюжет, поэтесса по-новому его осмысливает. Это касается трактования фигуры главной героини, изображение социально-психологической атмосферы эпохи. Для Лины Костенко Маруся Чурай - не просто красивая девушка с ее естественным желанием любить и быть любимой, счастливой в семейной жизни. Она - натура творческая, а потому особая. Радость и сожаления простых людей девушка чувствительно вбирает у себя как свои: «Эта девушка не просто так, Маруся. Это - голос наш. Это - песня. Это - душа». Так говорит о героине Иван Искра, который понимает обворожительность ее красы, высочество души и талант художника. Ему в самый раз импонирует именно способность тонко ощущать, благородно вести себя даже в быту.
В изображении главной героини Лина Костенко мастерски переплетает личное и общенародное. Все в романе не просто происходит на фоне исторических событий: каждый поступок, каждый характер исторически обусловлен. Так, история семьи Маруси, гибели мужественного отца объясняет много что в ее характере, отношении к людям и мира. Начинается роман сценой суда, в которой оказывается отношение разных людей к девушке. Для одних она - гордость, душа народа, для других - убийцы. Самая же Маруся, болезненно переживая личную драму, молчит, не говорит о том, что зелье Григорий выпил сам, что то зелье назначалось ей. Она мысленно задает и задает себе вопрос: «Чему Григорий так совершил?» Но прозрение для нее еще больнее: «Неровня душ - это хуже, чем имущества». Лина Костенко реалистически изображает та бытовая родственная среда, которой сделало из Григория человека с двойной душой. В погоне за деньгами и имуществом его мать забывала о воспитании нормальных человеческих качеств: порядочности, благородства, доброты. Вот и вышел Григорий таким, как его очертил Аким Шибилист: «От того бросался берега к тому, любил благосостояние и любил песне. Это как, скажем, веровать у Бог и продавать душу сатане».
Второе прозрение приходит к Марусе по дороге в Киев, куда она пошла. Этот путь дает Маруси осознание своей причастности к судьбе народа. Странствования с дьяком показали девушке горе растерзанной Украины и в прошлому, и в современности. Маруся начинает понимать: «Кому-то на миру хуже, как тебе». Душа девушки оживает, будто вторично рождается, под влиянием рассказов дьяка об историческом прошлом краю, о тех многочисленные беды, которые испытал многострадальный украинский народ. Чувствительным сердцем Маруся понимает, как тяжело страдают люди от войн, от измены и жестокости таких, как Ерема Вишневецький. И ее собственная боль отступает, она по-иному смотрит на мир, осмысливает свое назначение:
- Победы наши, мучения и руины
- бессмертны будут в ее словах.
- Она же была как голос Украины,
- что орлов в наших хоругвях!
Произведение Лины Костенко изображает широкую панораму исторического бытия народа, каждую событие поэтесса рассматривает из позиции патриота Украины, сознательного гражданина. Произведению присущие глубина философских обобщений, прозрачность намеков и исторических аналогий.
Ключевое слово: Костенко
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Проблема исторической правды в романе Маруся Чурай . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: