Осмысление исторической судьбы украинского народа в период голодомора 1932-1933 г.г. в романе В. Барки «Желтый князь»
Большую часть сознательной жизни В. Барка прожил в Америке, но каждой частичкой своей души принадлежал Украине. За нее он болеет, для нее пишет. Писатель мечтает о свободном и суверенном государстве, в котором бы утвердилась настоящая демократия, где каждый отдельный человек был бы высочайшей ценностью. Зная, что в Украине не могли не только писать, а и даже упоминать о некоторых трагических страницах истории своего народа, В. Барка пишет роман «Желтый князь». Тяжело читать эту страшную хронику невыразимо трагической судьбы украинского народа. Ни одно воображение не способно воссоздать эту ужасную черную беду, которая захватила Украину и перенесла ее за границы элементарного человеческого бытия. Василий Барка старался по мере своих физических и творческих сил, «при нужде изгнанника и недуге», открыть перед нам жуткую бездну человеческого горя и отчаяния.
После революции и гражданской войны, которая забрала сотни тысяч рабочих и крестьян Украины и столько же интеллигенции, военных, представителей национальной буржуазии разметала по миру, открылось пространство для авантюрных социальных экспериментов, которые вошли в историю ХХ столетия как «год большого перелома», «коллективизации», «ликвидации кулачества как класса». Вследствие этой народоубийственной политики Украина оказалась в конце 1932 - начала 1933 годов на гране катастрофы. Обессиленная братоубийственной войной, запуганная идеологическими обвинениями в контрреволюционности, буржуазном национализме, саботаже, организации террористических актов, Украина ничего не могла противопоставить стремительной диктатуре центра в применении наиболее суровых методов в «борьбе за хлеб». Осторожные, несмелые сигналы-намеки украинского партийного и советского руководства в лице В. Чубаря, М. Скрипника, Г. Петровского, О. Шлихтера о разрастании голода вследствие непомерных планов хлебозаготовок только злили Сталина и его сторонников. Кроме получения материальных ресурсов тоталитарный режим имел цель ликвидации украинского крестьянства, чтобы сама по себе исчезла и «украинская проблема». Это ярко, в художественной форме, воспроизведено в романе «Желтый князь».
На село бросили армию «тысячников», для которых крестьяне-труженики - «борщееды», «жуки». «Выбивание» последнего хлеба для многих партийцев - способ «продвинуться» через низовую сеть. Здесь они «прибирают нимб подвижничества и взбираются наверх на последних сухожилиях; или хотя бы пытаются выплыть». Поэтому применяют жесточайшие средства принуждения: «Постановление есть - и выполни!» Пусть даже «мертвецы встанут и, насыпав зерно в гроб, бегом принесут на зернопункт, …к ногам». И что же с этим зерном дальше? Его ссыпали на зернопункты, все до кучи, часто даже под открытым небом. Оно прорастало, цвело, пропадало, а голодных людей, которые старались взять хотя горстку для детей, стреляли. Итак, цель была ясна - просто истребить народ, сломать его молчаливое сопротивление. Писатель правдиво показывает, что и среди партийцев были честные люди, которые, хотя и не могли протестовать открыто, высказывали свое несогласие ценой собственной жизни. Вспомним самоубийство секретаря райкома, который, получив указание об отдаче девяноста процентов зерна государству, написал в предсмертной записке: «Эта директива - смертный приговор для трудового крестьянства, я не могу…»
Совершалось полное беззаконие от имени какого-то мифического «счастья трудящихся и их светлого будущего». Каждого крестьянина могли в городе ухватить и убить без суда и следствия. Голодающих не пускали в Россию за продовольствием, установив границу, хотя ее до этого не было. А если кому-то и удавалось что-то выменять, то очень часто оно отбиралось милицией. И крестьянину с семьей оставалась лишь голодная мученическая смерть. Поражает нечеловеческая жестокость «добытчиков». Они испытывают удивление, почему крестьяне не хотят молча отходить в землю, почему они еще живые и цепляются за жизнь, стараются уберечь свой род. В магазинах людей просто обкрадывали, продавая по высоким коммерческим ценам гнилой, непригодный к потреблению товар. На крестьян, которые работали не в колхозе, накладывали двойные и тройные налоги, штрафы за наименьшее ослушание. От голода люди доходили до отчаяния, до сумасшествия, ели все, что только можно было жевать; доходило даже до каннибализма.
Такой была жестокая реальность. Но, несмотря на это, герои романа «Желтый князь», простые крестьяне, которых автор с почетом называет по имени и отчеству, стараются оставаться людьми при любых обстоятельствах. Они заботятся друг о друге, стараются помочь, делятся даже последним кусочком еды, оберегают душу от греха и соблазна, больше всего уважают веру, свои духовные святыни. И хотя подавляющее большинство их гибнет, остается светлая надежда на возрождение, воплощенная в трогательном образе маленького Андрейки Катранника.
Сам В. Барка писал: «Своими книгами… хочу оказать содействие, лишь бы идеи гуманистического направления, образ и дух открытого, правового общества, основы настоящего демократического правления, нерушимые законы о человеческих правах, с обеспеченными свободами мысли, выражения, творческого поиска, религиозного убеждения… были бы утверждены и в Украине». Я считаю, что книга «Желтый князь» - открытие и откровение для украинского читателя, новый шаг к развитому, цивилизованному обществу в его сознании. Ведь нельзя допустить, чтобы повторилось что-то подобное.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Осмысление исторической судьбы украинского народа в период голодомора 1932-1933 г.г. в романе В. Барки «Желтый князь» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: