Жанровое и тематическое разнообразие лирики Александра Олеся
Александр Олесь прежде всего лирик, поэт личного переживания, поэзии сердца. Нежность, красота и романтическая окрыленность его слова волнует и захватывает, вдохновляет жизнеутверждающей энергией. Лирическое начало является всеохватывающим в произведениях, разных как по тематике, так и по жанровой природе. Непосредственные впечатления от «божьего мира» пропускал поэт через собственное сердце. Они определяли эмоционально-психологическое состояние его души. В поэтическом посвящении матери («Моей матери») он называл себя ребенком степи, которая, «как море волновалось», «родным братом ветра, пространства и трав». И эта поэзия степи, рощи, полей, которые «пахли и цвели», являются чуть ли не важнейшей в творческом заделе Александра Олеся, в его жанровой системе. Красота природы, восхищение ее вечным движением представляют основу мировосприятия Олеся, его впечатляющего жизнелюбия:
Как жить хочется!
Несказанно, безмерно…
Не насмотрелся я ни на зеленую землю,
Ни на далекие синие неба.
Каждое впечатление пропущено через собственное сердце. Поэтому поэзия Олеся передает сложную гамму чувств, внутреннее эмоциональное состояние лирического героя:
А я задумчивый сидел:
Мои мысли, как ночь чернели,
Пожелтевшее письмо из души полетов…
Я засыпал, птички звенели.
Прекрасные по духовной насыщенностью и эмоциональной силе стихи Александра Олеся. Каждый найдет в этих молитвенных исповедях что-то близкое и дорогое его сердцу, ведь речь идет в них об общечеловеческих, вечных ценностях - любови, молодости с ее неповторимыми чарами и ощущениями, «счастье-мучение» от разделенного чувства. Именно к таким можно отнести «Чары ночи» («Смеются, плачут соловьи»), «Если бы я знал, что расстанусь с тобой», «Люби, люби! Не сокрушайся», «Любовь», «Цветы любви расцветают…» и множество других. Например, такие изысканно-прекрасные строки, я думаю, всегда будут волновать:
Цветы любви расцветают
Единственный раз, единственный раз.
Они никогда не умирают
И вечным сожалением ранят нас…
Насквозь лиризована и гражданская поэзия Александра Олеся. Негодование насилием пронизывает такие произведения, как «Замолкните все, великое время пришло», «Воля! Воля!? Снится, может?», «1 мая». Духовно соединяясь с общенародным подъемом в стране, поэт размышляет над судьбой своего слова, с пафосом заявляя: «О слово! Будь мечом моим!» («О слово родное! Орел скованный!»). Но, откликнувшись на конкретные события, поэт изображает не столько их реалии, политическое содержание эпохи, сколько свои личные переживания, сочувствие к участникам тех событий. Трагедия революционного вождя, проводника, непринятие его действий и пророческие слова придавленного нуждой народом-толпой с чрезвычайной силой страсти и лирическим чувство отображены в поэзии «Лебедь»:
На болоте спала стая лебединая.
Вечная ночь чернела, и стоял туман…
Спало все вокруг, только белый лебедь
Тихо исходил кровью своих ран.
Искренняя взволнованность, глубина чувства и вместе с тем красота мысли и формы присущи и патриотичной лирике Александра Олеся. «Моя Украина прекрасная, песен и воли сторона» - так трактует поэт образ родной земли. Поэтому, когда из-за печальных обстоятельств потерял ее, эмигрировав в чужую страну, жизнь стала для него трагедией. «В изгнании дни текут, как слезы» и «душа рыдает, как ребенок», - писал поэт в одном из стихотворений первого своего сборника, изданного за границей (1919 г.). Тем не менее, вопреки целиком понятному пессимизму, унынию, а иногда и отчаянию, в патриотичной лирике, как и в других жанрах, Александр Олесь остается поэтом жизнеутверждающих настроений духа и убеждений.