| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Губительное влияние процесса денационализации на человеческую личность

Афанасий Мирный. Настоящая фамилия - Рудченко. Родился в г. Миргороде на Полтавщине. Учился в уездных училищах Миргорода и Гадяча. Работал в канцеляриях Гадяча, Прилук, Миргорода. С 1871 года и до смерти жил в Полтаве, занимая разные должности. Прозаик. Первые пробы пера приходятся на 1869 - 1870 гг. Писал рассказы, повести, очерки, известнейшие его произведения - романы «Проститутка», «Разве ревут волы, как ясли полные?». Ведущая тема прозы Мирного - жизнь пореформенного села, растерзанного острыми социальными контрастами: с одной стороны - безысходность пасмурного существования бедняков, с другого - погоня за наживой дерзких и циничных угнетателей.

Писательский талант Афанасия Мирного (Афанасия Яковлевича Рудченко) достойно оценен в художественном мире. Художественная проза этого выдающегося мастера, по словам Олеся Гончара, напоминает нам «наводнение народной жизни со всем разнообразием человеческих характеров». Правда об этой народной жизни идет к нам со страниц остропроблемного социально-психологического романа «Разве ревут волы, как ясли полные?», написанного Афанасием Мирным в соавторстве с И. Билыком родным братом писателя. Тяготея к глубокому психологическому анализу человеческих характеров и социальных проблем, авторы берутся за тему, которая обусловлена была стремлением всесторонне исследовать закономерности жизни украинского народа и его отдельных представителей. Афанасия Мирного всегда волновал вопрос: «Откуда берутся «бесталанные дети в свое время?…».

Раскрывая перед нами сложный, противоречивый характер крестьянского сына Чипки Вареника, писатель, вместе с читателями доискивается тех причин, которые обычного земледельца, труженика превратили в вора и убийцу. Длительное время советская критика, анализируя роман, акцентировала наше внимание на том, что полуголодное существование, безземелье, непомерные налоги, притеснения со стороны местных властей приводили некоторых крестьян к таким моральным отклонениям. Замалчивалась из известных идеологических причин очень важная проблема, поднятая авторами романа, денационализация украинского народа, которая всегда ведет к падению морали. Афанасий Мирный в течение всего романа делает ударение на том, что украинцев разными путями превращали в покорных, безмолвных волов. Рядом с этим шел интенсивный процесс русификации. Терялись моральные ориентиры вместе с отречением родного языка, обычаев, фамилий, традиций…

Недавно я познакомилась с интересной литературоведческой статьей «Украинцы в ярме», которая помещена в книге «Классики без фальсификаций». Автор этой статьи И. Приходько открыла мне совсем новые подходы к пониманию противоречий и моральных поисков, изображенных в романе. Действительно, «социальное в порабощенной нации тесно объединено с национальным». Во второй части произведения, написанного И. Билыком, осуществлен экскурс в прошлое украинского села, исследована почти его 150-тилетняя история. Именно здесь проанализированы «истоки тех деформаций психики и морали, которые давали потом такие явления, как пьянство, разбой, убийства…». Пренебрежительное отношение имперской России к Украине и украинцам, ее колониальная политика, направленная на изготовление в сознании нашего народа такого губительного понятия, как «вторичная раса», сделали свое черное дело в сфере духовности и морали.

Приспособленцы к таким условиям становились «оборотнями»: калечили язык, меняли фамилии, пренебрегали прадавними национальными традициями, становились теми «хохликами», над которыми можно было смеяться, издеваться, пользуясь при этом плодами их неутомимой тяжелой работы. Вполне естественно, что сильные, волевые натуры, такие, как Чипка, искали справедливости в жизни, протестовали против несправедливости по-разному.

Жестокая мораль общества, из которого вырваны были корни национального, исказила психику Чипки, привела к деградации его личности. И это одна из существенных причин того, что Чипка стал «пропащей силой». В 1875 году Афанасий Мирный вместе со своим братом Иваном Билыком закончил работу над многоплановым социально-психологическим романом «Разве ревут волы, как ясли полные?». В основу романа была положена реальная сложная жизнь крестьянства с его радостью и несправедливостями. Одним из народных бунтарей был Чипка - главный герой романа. Жизнь в бедности, пренебрежительное отношение к Чипке сельских детей, неотступное прозвище «урод» имели губительное влияние на формирование его характера. Еще сызмала в душе Чипки появилась ненависть к людям, которая потом разрушила его жизнь.

 Но вместе с этим в детской душе зарождались и искренность, честность, доброта, развитию которых оказывали содействие кроткие сказки и рассказы любящей бабушки Оришки. Поэтому, много размышляя над отношениями между людьми, Чипка говорил: «Я, бабушка, добрый… Я злого не буду делать… Я буду добрый, бабушка…».

И получился из Чипки искренний, честный, откровенный и трудолюбивый парень - борец за правду. Но четко показывается и слабость характера Чипки, так как когда у него незаконно отобрали землю, он сломался, потерял веру в справедливость, решил, что нет в жизни счастья. Чипка стал пропивать все, что заработал собственной работой, завел себе друзей-разбойников. И вот в скором времени хорошее в Чипкиной натуре смогло возобладать, победить, и он, помирившись с матерью и женившись на любимой девушке, начинает новую жизнь, благодаря своему трудолюбию становится зажиточным человеком.

Радуясь за сына, мать будто стала моложе, но счастье длилось недолго. Не выдержав второй несправедливости, которую причинили ему господа после выборов в земство, Чипка под влиянием «лихого общества» возвращается к разбойной жизни, и теперь уже навсегда.

Искажение Чипки как человека, его «кровавые» поступки в борьбе за «правду», уничтожение им невинных людей привели к страшным последствиям. Не выдержав такой «борьбы за правду», Галя повесилась, а старая мать должна была разоблачить своего ребенка. В такой трагической жизни Чипки виноват не только общественный порядок, который сделал его жестоким, злым человеком, а и он сам. Чипка был виновен в том, что не сумел воспользоваться добрыми советами и встал на лихой путь, превратившись на преступника. Вообще, в образе Чипки Афанасий Мирный показал, как тяжело найти настоящие пути для борьбы с угнетателями и обидчиками, как часто эти поиски приводят к изуродованию человеческого характера, опустошению души.

Сайт создан в системе uCoz