Изложение пьесы Арбузова “Мой бедный Марат”
В творческой биографии Арбузова часто случалось так, что по прошествии времени драматург возвращался к ранее написанным произведениям, так как их сюжеты, темы, настроения оказывались через два-три десятилетия вновь востребованы театром и зрителями. Так произошло с пьесой “Мой бедный Марат” (1964, вторая редакция - 1980), созвучной зоринской “Варшавской мелодии”. Здесь, как и у Зорина, личные судьбы героев - трех ленинградских подростков, осиротевших в блокаду, включены автором в движение “большого” исторического времени. Сходно и построение этих двух пьес - перед нами своеобразный “дневник” встреч героев, всегда точно датированных: “1-я часть: март 1942 года. 2-я часть: март 1946 года. 3-я часть: декабрь 1959 года”. Точное временное обозначение имеют отдельные эпизоды пьесы, ее начало (30 марта 1942 г.) и конец (31 декабря 1959 г.).
Как и для персонажей “Варшавской мелодии“, остро пережитые еще совсем юными героями военные годы становятся определяющими в их личностном формировании и всей дальнейшей судьбе. “Я словно все еще принадлежу той девочке сорок второго года… во всем ей послушна”, - признается Лика во второй части пьесы. “В сущности, ты осталась у меня одна. Одна на всем свете… Ты и Марат. То, что было тогда, весной сорок второго, не забудется”, - вторит ей Леонидик. По-прежнему Арбузов предпочитает строить драму не на изображении прямых социальных конфликтов, а на внутренних противоречиях человеческого характера и межличностных отношений. Драматурга все чаще упрекают в том, что он не поднимается до масштабных обобщений, “отражающих ход времени”, но сейчас мы понимаем, как несправедливы подобные упреки. Герои Арбузова, быть может, и хотели бы, да не имеют возможности “выпасть” из исторического времени, построить свой обособленный и уютный личный мир. Это его персонажам никогда не удавалось: ни в 1940-е, ни в 1950-е, ни в 1960-е годы. Арбузов был драматургом, чутко улавливающим атмосферу времени, при всей своей романтической устремленности и склонности к мелодраматическим эффектам. И на сегодняшний взгляд кажется, что пьеса “Мой бедный Марат”, интересная не “масштабными обобщениями”, а пристальным вниманием к судьбе конкретного человека во времени, осталась одним из лучших арбузовских произведений. Не случайно в последние годы театры вновь проявляют активный интерес именно к этой пьесе, появляются новые удачные ее постановки с участием современных молодых актеров.
В основе пьесы - сложная психологическая коллизия. Духовное родство, соединившее в дни блокады Лику, Марата и Леонидика, должно пройти после войны проверку временем - кто же “лишний” в этом “треугольнике” и есть ли вообще этот “лишний”? Здесь-то и начинается череда компромиссов, которые порождают в результате дисгармонию, слабость, душевную вялость этих ярких, достойных, одаренных людей. В какой момент своей жизни совершил ошибку, например, “бедный Марат”? Когда, несмотря на всю силу своего чувства к Лике, не смог позволить себе тягаться с Леонидиком, потерявшим на войне руку? Но это ведь был одномоментный, хотя и сильный душевный порыв. Тогда, наверное, ошибка в том, что потом дни, месяцы, годы, сложившиеся в целых тринадцать лет, он никак не давал о себе знать ни другу, ни возлюбленной? Или, может быть, в том, что, чуть ли не приведенный за руку Леонидиком, он вновь предстал перед Ликой и вновь столкнулся с неразрешимым вопросом о “третьем лишнем”? А возможно, что вообще вся жизнь главного героя - сплошная череда ошибок, компромиссов, заблуждений, и именно поэтому он для драматурга - “мой бедный Марат”.
Так же половинчато, с оговорками сложилась и профессиональная карьера героев. Лика вроде бы осуществила свою юношескую мечту сорок второго года - стала врачом. Но героиня, как никто другой, ясно понимает, что ее научная работа не состоялась, а сама она постепенно превратилась в чиновника “от медицины”, “неосвобожденную заведующую”. Марат строит мосты, но как в отношениях с любимой женщиной ему не хватило дерзновенной смелости, так и здесь - когда его друг-проектировщик предложил смелый конструкторский проект доселе невиданного моста, Марат отступился, дрогнул. Леонидик стал поэтом, его произведения издаются, но опять же мы узнаем, что тираж его стихотворений небольшой, “а в магазинах лежат”.
Будь перед нами драма, к примеру, Александра Володина, герои, несомненно, так и остались бы в финале со своими не вполне удавшимися судьбами и половинчатым, а значит, уже и не совсем счастьем. Но Арбузов не был бы Арбузовым, если бы не дал героям возможности обновления, изменения их судьбы, возможности начать все сначала. Или хотя бы надежды на перемены к лучшему. В финале повзрослевшие и помудревшие Марат, Лика и Леонидик получают от драматурга этот дорогой подарок - надежду на счастье полного человеческого самоосуществления. “Люди здорово задолжали провидению за то, что оно позволило им жить на земле, - размышляет Марат. - Вспомни сорок второй, блокадную зиму, все страдания. Сотни тысяч умерли за то, чтобы мы были необыкновенны, одержимы, счастливы. А мы - я, ты, Леонидик?.. Нет, теперь я хочу верить вот во что - даже за день до смерти не поздно начать жизнь сначала”.
Как прелестная добрая фея, появляется на страницах “Сказок старого Арбата” приехавшая из Ленинграда Виктоша и, разумеется, сразу покоряет сердца обоих героев пьесы - отца и сына Балясниковых. Она щедро дарит им радость, вдохновение, возможность примирения, о котором оба втайне давно мечтали. Но любовь для стареющего кукольника не только счастье, но и страдание, ожидание неизбежной утраты-расставания: “Читать вместе веселые книги и печальные стихи, встречать рассвет в незнакомых городах, работать до изнеможения и хвалиться этим друг перед другом, молчать в звездные вечера и умирать от смеха в дождливую погоду, - о черт, как я готов к этому!.. Но поздно, поздно…” Неожиданно появившись, Виктоша так же неожиданно исчезает в финале пьесы, оставив после себя неуловимую ауру легкой грусти, светлой пушкинско-тютчевской печали.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Изложение пьесы Арбузова “Мой бедный Марат” . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: