| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Повести Рони старшего

Во французской литературе заметный след оставило творчество Рони-старшего  (псевдоним Жозефа Анри Бёкса, 1856- 1940),    бельгийца    по    происхождению, Ж. РОНИ-СТАРШЕГО писавшего до 1908 года в сотрудничестве с младшим братом Жюстеном. Меру соавторства последнего теперь трудно установить. Некоторые из книг, первоначально подписанных общим литературным именем, позже переиздавались за подписью одного Рони-старшего. Среднего многочисленных сочинений (107 томов!) - реалистические романы на жгучие социальные темы, сборники новелл, трактаты по философии и эстетике, повести о первобытных людях, научная фантастика и т. д. При жизни писателя, увенчанного Гонкуровской премией, а затем (с 1926 г.) ставшего президентом Академии Гонкуров, отмечены передовой критикой, в частности А. В. Луначарским, социальные романы: «Двусторонний. Парижские революционные нравы» (1887), «Красная волна» (1910) и др.; повести же о первобытных людях стали классическими детскими книгами.

Научные интересы и широкие знания соединялись у Рони с оригинальными идеями. Писатель заявлял с уверенностью, что «литература тяготеет к тому, чтобы впитать в себя философию и науку в качестве элементов прекрасного». Убежденный дарвинист, он включал человека в непрерывный поток жизни, которая насчитывает сотни тысячелетий и будет бесконечной во времени и пространстве. Вопрос о множественности населенных миров для него не подлежал сомнению. От современности он свободно переходил к «предыстории» и к далекому будущему, от человека - к неведомым существам на Земле и в космосе, настолько иным, что их побуждения или разумные действия кажутся совершенно непостижимыми.

Главное отличие человека от животного Рони усматривал в появлении морали, системы понятий, социальных инстинктов. По его мнению, само общество каменного века (первобытный коммунизм) должно было подавлять жадность, способствовать развитию чувства доброты и солидарности. И вместе с тем борьба за существование была законом жизни первобытных людей, еще не отделившихся от природы. Им приходилось неустанно сражаться с животными, голодом, холодом,    страшными болезнями, стихийными  бедствиями.

  • «Они мирно жили отдельными общинами, не зная унизительного рабства и отличаясь суровым благородством, величием и добротой - качествами, которые мы не встретим более в эпоху неолита. Они занимали обширные области, в изобилии доставлявшие пищу, и благодаря этому среди них не могло зародиться инстинкта насильственного присвоения или низкой хитрости» («Вамирэх»). «Палеолитические племена таили в себе молодость, которая никогда уже не вернется, цветение жизни, энергию и силу которой мы с трудом можем себе представить».

Если декаденты делали все возможное, чтобы принизить человека, выявить в нем слепые, животные инстинкты, то Рони, обратившись к истокам человеческой истории, стремился показать зачатки культуры, проблески гуманных начал. При этом он всегда по-научному точен в периодизации эпох, в описании флоры и фауны, деталей быта, занятий людей в разные периоды первобытного общества. Большое место отводится в его книгах изображению сцен охоты, эпических битв  с  могучими   хищниками.   И  здесь  он  незаурядный   анималист.

Серия «доисторических» сочинений открывается повестью «Вамирэх. Человек каменного века» (1892). В первом же эпизоде демонстрируется в действии борьба за существование: схватка обреченного оленя с леопардом, победа леопарда и его отступление перед более сильным зверем - львом, у которого, в свою очередь, оспаривает добычу пещерный лев; наконец, битва пещерного льва с человеком и окончательная победа человека. Человек победил, потому что оказался сильнее и умнее зверей. В основу замысла положена идея неуклонного прогресса. Смелый воин, охотник и художник (резчик по кости), Вамирэх отправляется через леса своей родины в неведомую восточную страну. Любознательность заставляет его искать новые пути, перенимать опыт у других племен.

Поисками нового, неизведанного, непрерывным расширением кругозора отмечены и скитания героев знаменитой дилогии «Борьба за огонь» (1911) и «Хищник-гигант» (1920). Исполненный внутрен ней динамики сюжет связан с историей юного охотника Нао, которому ценою тяжелой борьбы с природой и людьми удается добыть огонь и спасти племя уламров. Вторая часть дилогии (Хищник-гигант) ныне выходит в сокращенном переводе И. Орловской под заглавием «Пещерный лев», либо в одной книге с первой повестью. Читатель, завороженный иллюзией присутствия, следит с неослабным вниманием за охотничьими и военными подвигами Уна, сына Нао. Особенно впечатляют эпизоды сражений с махайродом (саблезубый тигр), с Лесными людьми, заключение союза с мамонтами, приручение пещерного льва.

Научная фантастика в обширном творческом наследии Рони-старшего взаимосвязана с «доисторическим» жанром. По существу, только сейчас начинается открытие Рони как выдающегося писателя-фантаста. Выступив и в этой области творчества как писатель-новатор, он переносит акдент с инженерно-изобретательской темы, привычной по романам Жюля Верна, на биологическую, которую трактует в духе учения Дарвина. Фантастические сюжеты Рони необычны и увлекательны. Спустя много десятилетий они неожиданно попадают в русло научной фантастики нашего времени.

Например, в рассказе «Ксипехузы» Рони изображает борьбу древнего кочевого племени с очень странными существами кристаллической структуры, наделенными зачатками разума. Автор никак не объясняет происхождения этих загадочных существ, но сегодня их сочли бы «пришельцами» из другого звездного мира или саморазвивающимися кибернетическими устройствами. Самое же удивительное- рассказ «Ксипехузы» был написан в 1887 году.

Автор не объясняет и происхождения «модигенов», еще более странных, невидимых форм одушевленной материи, якобы населяющих землю, воду и воздух. Модигены совершенно неосязаемы, не имеют объема и так же легко проникают сквозь тело человека, как человек проходит сквозь них. Обнаруживает модигенов юный голландец, способный воспринимать недоступный обычному зрению спектр ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Наделенный от природы уникальными биологическими свойствами, мальчик-мутант подробно анализирует свои ощущения и постепенно раскрывающиеся ему самому особенности своего организма. В «Неведомом мире» (1898), может быть впервые в научной фантастике, затронута проблема биологической мутации.

Столкновение с неизвестными явлениями природы и неведомыми формами жизни - излюбленные сюжеты Рони. Смелому воображению писателя рисуются разновидности мыслящих существ, сформировавшихся в исключительных природных условиях: люди-амфибии в повести «Нимфея» (1909), рукокрылые обитатели подземных лабиринтов - «попытка природы создать летающего человека»,- найденные ученым Альглавом где-то в бассейне Амазонки («Чудесная страна пещер», 1896). В других случаях внешняя среда, наоборот, консервирует эволюцию. В рассказе «Сокровище снегов» (1899) тот же Альглав находит на Крайнем Севере зеленый оазис с растительным и животным миром и людьми раннего палеолита. Эти люди - «потомки первобытной расы, сохранившие в неприкосновенности язык и быт»… благодаря равномерному действию на ограниченной территории подземных вулканических сил. Из научно-фантастических сочинений Рони, к сожалению, переведены лишь немногие.


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Повести Рони старшего . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz