| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Творческий потенциал художественной интеллигенции 1950-х годов

К середине 1950-х годов, когда ночной автомобильный гудок перестал пугать новыми арестами, стало ясно, что времена изменились. Постепенно рассеивалась сковывавшая всю страну атмосфера страха, исчезала всеобщая подозрительность, менялась сама психология человеческого общения. Немного приоткрылся “железный занавес”, отделявший страну от внешнего мира, - в Москве прошел I Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Творческий потенциал художественной интеллигенции, получив мощный общественный импульс, разворачивался с небывалой энергией. Естественно, что эти процессы не миновали и театр. На его подмостки стремительно, как свежий ветер, ворвалось дыхание жизни. Новые веяния не всегда проявлялись прямо, непосредственно, как, например, в спектаклях по пьесам современных драматургов, но и опосредованно - в постановках классики: Чехова, Горького, Достоевского. Кстати, появление Достоевского на театральной афише после очень долгого перерыва - тоже знамение того времени. В 1956 г. Г.А. Товстоногов вернул ранее запрещенного автора на ленинградскую сцену. Сначала это были “Униженные и оскорбленные” в Театре им. Ленинского комсомола, затем, в 1957 г., “Идиот” в БДТ. “Почему мы взялись за “Идиота” именно тогда? - писал позднее Г.А. Товстоногов. - Потому, что велика была потребность в чистоте и милосердии. Ведь позади осталась жестокая война. Потом огромное напряжение первых послевоенных лет. Потом страшная отрыжка 1937 года - процессы “космополитических ведьм” конца 40-х - начала 50-х годов. Разгром передовой биологии, кибернетики, “дело врачей”, постановление о журналах “Звезда” и “Ленинград”, больно ударившее по выдающимся писателям. Опять недоверие, ложь, отчужденность. Несмотря на очистительный XX съезд партии, скорее, даже благодаря ему, все было еще слишком свежо в нашей памяти и будоражило совесть. И как воплощение этой совести, как квинтэссенция человеческой доброты и порядочности являлся перед зрителями наш князь Мышкин - Иннокентий Смоктуновский.

Ленинградский Большой драматический театр 1950- 1960-х годов - это совершенно особая страница в истории отечественного театра. Тогдашнему его главному режиссеру Г. А. Товстоногову удалось собрать, сплотить и вдохновить уникальную труппу - целое созвездие талантливых актеров, лучший тогда в Советском Союзе, а быть может и в Европе, коллектив. Знаменитые товстоноговские постановки русской классики - “Мещане”, “Горе от ума”, “Три сестры” - до сих пор живы в памяти тех, кому посчастливилось видеть эти спектакли.

Театральное десятилетие с 1957 по 1967 г. вообще было богато на открытия ярких режиссерских имен. Такие события, как появление “Современника” во главе с Олегом Ефремовым, выдающиеся постановки Анатолия Эфроса в Центральном детском театре, а потом и в Московском театре им. Ленинского комсомола, спектакли Михаила Туманишвили в грузинском Театре им. Руставели или рождение Театра драмы и комедии на Таганке в 1965 г., незабываемы.

История возникновения театра “Современник” в 1956-1957 гг. представляется принципиально важной для тех лет. Ибо, не считая тех процессов, которые начались только в конце 1980-х годов, это  был единственный прецедент естественного рождения нового театрального организма за прошедшие с конца 1920-х годов тридцать лет советской власти. Важно подчеркнуть и то, что “новорожденный” коллектив демонстрировал потрясающую жизнеспособность на протяжении первых десяти лет своего существования. Он быстро взрослел, обогащаясь новыми художественными идеями и неизменно оставаясь на острие общественного интереса, набирал силу - от исполненных нравственного максимализма “Вечно живых” В. Розова до едкой сатиры гончаровской “Обыкновенной истории”.

Но представлять время театральной “оттепели” исключительно в оптимистических красках будет все же неправильным. Конец 1950-х - 1960-е годы были временем по-своему драматическим, в чем-то даже парадоксальным. С одной стороны, гражданская зрелость общества требовала своего воплощения во всех сферах общественного бытия, и сделано для этого было все же немало. Но, с другой стороны, в искусстве, в том числе и театральном, по-прежнему господствовали командный стиль, волевое администрирование, а часто и просто элементарный произвол малокомпетентных чиновников “от искусства”. Не потому ли зрители тогда так и не увидели на столичной сцене пьесы замечательного драматурга Александра Вампилова? В том-то и состоял парадокс времени, что представители творческой интеллигенции - носители самых передовых общественных идеалов - неизбежно сталкивались с практическими трудностями в их осуществлении.

Еще одной характерной приметой тех лет было возвращение в театральный репертуар лучших пьес, созданных в 1920-е годы. Новую сценическую жизнь обрели “Дни Турбиных” М. Булгакова, впервые на советской сцене был поставлен “Бег”. Снова появились в театральном репертуаре пьесы Е. Шварца. Э. Гарин предпринял попытку реконструкции поставленной в 1925 г. Вс. Мейерхольдом сатирической комедии “Мандат” Н. Эрдмана.  Новые пьесы создают уже достаточно известные авторы: Н. Погодин, А. Штейн, А. Арбузов, А. Салынский. На афише появились новые яркие имена: А. Володин, В. Розов, Л. Зорин, Э. Радзинский, М. Рощин, Ю.Эдлис.

Расширяется жанровый диапазон драматургии: развивается и социально-психологическая драма, и историко-документальная пьеса, и комедия. Интерес к молодому герою-современнику, стремление к жизненной правде, к воссозданию реальности с ее острыми проблемами и конфликтами свойственны были всей литературе “оттепели”, но драматургии в особенности.

С середины 1950-х годов, когда оживились культурные связи с зарубежными странами и знаменитые европейские театры стали гастролировать в Советском Союзе, драматурги и зрители получили возможность приобщиться хотя бы к некоторым интересным явлениям западноевропейской и американской драматургии.  Особенно активным в те годы был интерес к творчеству и теоретическим концепциям Бертольда Брехта. Не случайно Театр драмы и комедии на Таганке открылся спектаклем по его пьесе “Добрый человек из Сезуана.  Следует также отметить, что драматургия и театр развивались в период “оттепели” в активном взаимодействии с поэзией, переживавшей тогда период расцвета. Здесь опять же можно вспомнить Московский театр на Таганке, значительной частью репертуара которого в 1960-е годы были поэтические представления. Их драматургическую основу составляли стихи современных поэтов и классика 1920-х годов: это и “Антимиры” по лирике А. Вознесенского, и “Под кожей статуи Свободы” по поэме Е. Евтушенко, и “Послушайте!” по произведениям В. Маяковского, и “Пугачев” С. Есенина.


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Творческий потенциал художественной интеллигенции 1950-х годов . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz