Анализ поэзии Б. Л. Пастернака
Б. Л. Пастернак - один из самых сложных и своеобразных русских поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков. Это время в истории Рос сии было кризисным, переломным. Поэзия рубежа веков обращалась к осмыслению первоначал бытия, вечных основ. Свойственно т акое стремление и Б. Л. Пастернаку. Смысл бытия, назначение человека, сущность мира - вот вопросы, волновавшие Б. Л. Пастернака на протяжении всего его творчества. В одном из поздних стихотворений он писал:
- Во всем мне хочется дойти
- До самой сути:
- В работе, в поисках пути,
- В сердечной смуте.
Склонность к философскому осмысливанию жизни, стремление понять конечные цели и первопричины свойственны всему творчеству Б. Л. Пастернака - поэта-мыслителя. Ему изначально близка «та бездонная одухотворенность, без которой не бывает оригинальности, та бесконечность, открывающаяся с любой точки жизни в любом направлении, без которой поэзия - «одно недоразумение, временно неразъяснимое» («Охранная грамота»). Во многих произведениях поэта ощутимо настойчивое желание «дойти до сути» и, рассказывая о каких-то вещах, не только описать их, но и понять их изначальную природу:
- Мой друг, ты спросишь, кто велит,
- Чтоб жглась юродивого речь?
- В природе лип, в природе плит,
- В природе лета было жечь.
Не «лето было жарким», а «в природе лета было жечь» - таков типичный ход мысли поэта. Он вглядывается в окружающее, проникает вглубь, он говорит не столько о впечатлении от предмета, сколько пытается понять его сущность, идею. Недаром некоторые стихи Б. Л. Пастернака так и называются - «определение» («Определение поэзии», «Определение души» и др.) И многие другие стихотворения чем-то напоминают параграфы учебного пособия или статьи толкового словаря:
- Поэзия, я буду клясться
- Тобой, и кончу, прохрипев:
- Ты не осанка сладкогласца,
- Ты - лето с местом в третьем классе,
- Ты - пригород, а не припев.
Поэт не боится таких, сухих по видимости, умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, занимается его вычислением, исследует свойства и состав:
- Мы были в Грузии.
- Помножим Нужду на нежность, ад па рай.
- Теплицу льдом возьмем подножьем,
- И мы получим этот край.
Но доискиваясь до сути и углубляясь порой в очень отвлеченные сферы, Б. Л. Пастернак всегда образен, а следовательно, конкретен. Все его определения лишь внешне напоминают логические конструкции, в действительности они подкреплены картиной жизни, лежащей в основе всего построения. Например, в стихотворении «Во всем мне хочется дойти…», которое носит характер творческой программы, поэт высказывает желание написать стихи «о свойствах страсти», вывести «ее закон, ее начало». Какие же это стихи?
- Я б разбивал стихи, как сад.
- Всей дрожью жилок
- Цвели бы липы в них подряд -
- Гуськом, в затылок.
- В стихи б я внес дыханье роз,
- Дыханье мяты,
- Луга, осоку, сенокос,
- Грозы раскаты…
Стихи Б. Л. Пастернака - это поэзия близлежащего и конкретного. Он изображает только то, что сам видит. Но увиденное им обычно имеет всеобщее значение, и какие-то частности постоянно переводятся в общий план. Обыкновенные, окружающие нас предметы становятся воплощением добра, любви, красоты и других вечных категорий. Самое возвышенное, как всегда у Б. Л. Пастернака, оказывается в конечном счете самым простым - жизнью, все наполняющей и все исчерпывающей. «Поэзия, - говорил Б. Л. Пастернак, - остается той, превыше всяких Альп прославленной высотой, которая валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли».
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Анализ поэзии Б. Л. Пастернака . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: