| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Анализ поэзии Б. Л. Пастернака

Б. Л. Пастернак - один из самых сложных и своеобразных русских поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков. Это время в истории Рос сии было кризисным, переломным. Поэзия рубежа веков обращалась к осмыслению первоначал бытия, вечных основ. Свойственно т акое стремление и Б. Л. Пастернаку. Смысл бытия, назначение человека, сущность мира - вот вопросы, волновавшие Б. Л. Пастернака на протяжении всего его творчества. В одном из поздних стихотворений он писал:

  • Во всем мне хочется дойти
  • До самой сути:
  • В работе, в поисках пути,
  • В сердечной смуте.

Склонность к философскому осмысливанию жизни, стремление понять конечные цели и первопричины свойственны всему творчеству Б. Л. Пастернака - поэта-мыслителя. Ему изначально близка «та бездонная одухотворенность, без которой не бывает оригинальности, та бесконечность, открывающаяся с любой точки жизни в любом направлении, без которой поэзия - «одно недоразумение, временно неразъяснимое» («Охранная грамота»). Во многих произведениях поэта ощутимо настойчивое желание «дойти до сути» и, рассказывая о каких-то вещах, не только описать их, но и понять их изначальную природу:

  • Мой друг, ты спросишь, кто велит,
  • Чтоб жглась юродивого речь?
  • В природе лип, в природе плит,
  •  В природе лета было жечь.

Не «лето было жарким», а «в природе лета было жечь» - таков типичный ход мысли поэта. Он вглядывается в окружающее, проникает вглубь, он говорит не столько о впечатлении от предмета, сколько пытается понять его сущность, идею. Недаром некоторые стихи Б. Л. Пастернака так и называются - «определение» («Определение поэзии», «Определение души» и др.) И многие другие стихотворения чем-то напоминают параграфы учебного пособия или статьи толкового словаря:

  • Поэзия, я буду клясться
  • Тобой, и кончу, прохрипев:
  • Ты не осанка сладкогласца,
  • Ты - лето с местом в третьем классе,
  • Ты - пригород, а не припев.

Поэт не боится таких, сухих по видимости, умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, занимается его вычислением, исследует свойства и состав:

  • Мы были в Грузии.
  • Помножим Нужду на нежность, ад па рай.
  • Теплицу льдом возьмем подножьем,
  • И мы получим этот край.

Но доискиваясь до сути и углубляясь порой в очень отвлеченные сферы, Б. Л. Пастернак всегда образен, а следовательно, конкретен. Все его определения лишь внешне напоминают логические конструкции, в действительности они подкреплены картиной жизни, лежащей в основе всего построения. Например, в стихотворении «Во всем мне хочется дойти…», которое носит характер творческой программы, поэт высказывает желание написать стихи «о свойствах страсти», вывести «ее закон, ее начало». Какие же это стихи?

  • Я б разбивал стихи, как сад.
  • Всей дрожью жилок
  • Цвели бы липы в них подряд -
  • Гуськом, в затылок.
  • В стихи б я внес дыханье роз,
  • Дыханье мяты,
  • Луга, осоку, сенокос,
  • Грозы раскаты…

Стихи Б. Л. Пастернака - это поэзия близлежащего и конкретного. Он изображает только то, что сам видит. Но увиденное им обычно имеет всеобщее значение, и какие-то частности постоянно переводятся в общий план. Обыкновенные, окружающие нас предметы становятся воплощением добра, любви, красоты и других вечных категорий. Самое возвышенное, как всегда у Б. Л. Пастернака, оказывается в конечном счете самым простым - жизнью, все наполняющей и все исчерпывающей. «Поэзия, - говорил Б. Л. Пастернак, - остается той, превыше всяких Альп прославленной высотой, которая валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли».

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Анализ поэзии Б. Л. Пастернака . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz