Украинский театр длительное время вынужденное был разрабатывать крестьянскую тематику с этнографическим уклоном, так как иначе бы украинское слово не звучало со сцены. И это дало возможность театра развиваться, быстро пройти путь обновления. Своеобразным знаком обновления украинской драматургии была пьеса «Хозяин» И. Карпенко-Карого. Социально-сатирическая комедия - это новый тип произведения для тогдашнего театра, так как в ней решаются проблемы современного общества - становление новой сельской буржуазии. Которая же она, и новая буржуазия? А вот как Терентий Гаврилович Пузырь. Из разговоров действующих лиц читатель узнает, что когда-то Пузырь с женой тяжело работали. Итак, это немереное богатство заработано честной работой? Тогда чему же не так много подобных богатеев появилось в обществе? Что, другие работать не умеют? Оказывается, Пузырь не гнушался никакими средствами, лишь бы обогатиться. И один с путей обогащения таких людей видим, когда разворачивается афера с овцами и мнимым банкротством. Имело того, зарабатывая деньги, Пузырь постепенно становится зависимым от них. Об этом свидетельствует и его отношение к рабочим - безжалостная эксплуатация ради выгоды. Он, кажется, и Бог не боится, и греха не видит в потому, что ради денег морит людей голодом, хотя эти люди добросовестно работают на него. А картина «потасовки» с гусем за копеечку откровенно сатирическая. Он же имеет тех копилок немеряно, но вмешивается и падает так, что это оказалось смертельно опасным. Казалось бы, перед смертельной угрозой можно было бы подумать о Боге, а не о человеческом бытие.
Иван Карпович Тобилевич (лит. псевдоним - Карпенко-Карый) родился 17 сентября 1845 г. в слободе Арсенивке на Херсонщине в семьи управляющего помещичьего имения. Учился в Бобринецком уездном училище, которое закончил в 1859 г. С того времени почти двадцать лет служил канцеляристом. С начала 60-х лет активно участвовал в украинской театральной жизни. На протяжении продолжительного времени входил в разные театральные труппы, на основе которых сложился так называемый театр корифеев. Выполнял преимущественно комедийные актерские роли. Умер Карпенко-Карый 2 сентября 1907 года. Карпенко-Карый - автор многих пьес. Настоящую популярность ему принесли комедийные произведения «Мартын Боруля» (1886), «Сто тысяч» (1889), «Хозяин» (1900). В них автор выступил проникновенным наблюдателем жизненных процессов, которые предопределяли существенные изменения в украинском обществе. Драматург обратил внимание на искривление крестьянской психологии, вызванные маниакальной жаждой обогащения. Моральная деградация, разрушение родственных и человеческих взаимоотношений, самодурство и тупое чванство - такие отрицательные черты увидел Карпенко-Карый в украинской крестьянской среде. В комедии «Хозяин» драматург изобразил человека, который перешел границу, за которой теряется весомость моральных удерживаний. Для героя - миллионера в вонючем кожухе - стремление наживы превратилось на болезненную психологическую зависимость, которая приводит к деградации личности.
Основные свои произведения И. Карпенко-Карый писал в 80-те года XIX столетие, в то время, как в обществе состоялись глубокие изменения, приобрели развитие новые, капиталистические, отношения. Началось интенсивное расслоение общества на классы, которое дало о себе знать всеми поледствиями и в Украине. Новые явления тогдашней жизни в полном и характерном их проявлении Карпенко-Карый изображает в своих произведениях очень убедительно. Не порывая с национальной театральной традицией (так как же в центре так же остается народная жизнь и народные типы), он все же таки выводит украинскую драматургию из круга домашних, личных проблем, главное внимание, сосредоточивая на общественных вопросах и расположениях духа, на экономическом развитии народной жизни. Новый материал требовал новой жанровой формы. Карпенко-Карый обращается к жанру «серьезной комедии», обогатив не только идейно-тематическую, а и жанровую палитру украинской драматургии.
Художественная полноценность литературного произведения, как известно, оказывается в том, что жизненные ситуации и человеческие типы изображаются в нем неоднозначно, из разных сторон, так как же неоднозначным, многогранным есть и самая жизнь. Именно так и обрисован образ Терентия Гавриловича Пузыря - главного персонажа комедии «Хозяин». По замыслу и его воплощением «Хозяин» - это «злая сатира на мужскую любовь к стяжанию». Итак, смех - иронический, пренебрежительный, а то и уничтожающий является основным приемом характеристики ситуаций и образов, прежде всего Терентия Пузыря, землевладельца. Драматург воссоздает разные этапы жизни, вехи взлета этого «прирожденного хохла», ловкого и хитрого мужика. Сначала он был хозяином «со средним благосостоянием», а со временем стал миллионером. У Пузыря - «княжество, целое княжество»: несколько экономий, десятки тысяч овец, сотни крепостных. Чтобы нажиться, достичь овеянного мечтой богатства, Пузырь готовый на все: на беспощадную эксплуатацию, обман и даже правовое преступление. Он «рвал, где только можно сорвать». Но это передвижение по ступеням социальной лестницы не было стихийным, необдуманным. Определив жизненные ориентиры («хозяйство или смерть» - такой девиз), Пузырь стал стратегом и тактиком политики обогащения. Для него что-нибудь имеет значение только тогда, когда оно дает прибыль. Даже будущий муж единой дочери для Пузыря не чтим зять, а живые деньги, поэтому и хочет Пузырь отдать Соню не за « учителишку» Калиновича, а хотя и за неграмотного, тем не менее, богатого помещичьего сына.
Сочинение по комедии И. Карпенка-Карого «Хозяин». В комедии «Хозяин» выдающийся украинский драматург И. Карпенко-Карый показал «дикую, страшную силу» больших капиталистов-землевладельцев, которые так раскрутили «хозяйское колесо», что оно придавило сотне и тысячи людей, обрекло их на подневольное, рабское существование или принудило ползать, приспосабливаться (как это случилось с Феногеном, Лихтаренком, Зеленским). Кто не понял той системы, тот был безжалостно раздавленный, уничтоженный, как, например, помощник Лихтаренка, честный юноша Кукушка, которого оговорила «правая рука» хозяина Феноген, лишь бы прикрыть собственное преступление. Конечно, стоит вопрос, а есть ли сила, которая могла бы противостоять пузырям, сапогам и другим хищникам, «сильным мира этого»? В комедии образа главного героя Пузырю и его помощникам драматург противопоставляет образы господина Золотницкого, дочери Сони и учителя гимназии Калиновича.