| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Сочинение по произведениям драматургов шестидесятников

Если обращаться к произведениям драматургов, в полный голос заявивших о себе в эти годы, то прежде всего необходимо отметить, что главное место в репертуаре театров заняла социально-психологическая драма, исследующая нравственные проблемы жизни современного и, как правило, молодого героя. “Молодежная” тема, окрасившая творчество многих прозаиков, в драматургии оказалась связана в первую очередь с именем В. Розова (”В добрый час!”, 1955; “В поисках радости”, 1956).  С жизненными устремлениями молодых героев драмы прежде всего был связан мотив дороги, путешествия, дальних странствий, помогавших им обрести себя, свое призвание. Для тогдашних юных романтиков Сибирь или целина были не просто географическими понятиями, а символами иной жизни, непохожей на заурядную, мещанскую повседневность, и, соответственно, иных нравственных ценностей. Казалось, что стоит только отправиться в путь, сменить привычную городскую квартиру на таежную палатку, и твоя жизнь сразу обретет смысл и сам ты изменишься - станешь сильнее, мужественнее, узнаешь цену истинной дружбе, может быть, встретишь свою любовь. Эти настроения тоже были приметой времени, и неудивительно, что они получили в драматургии самое широкое распространение, в частности нашли отзвук в таких популярных в свое время пьесах, как “Иркутская история” А.Арбузова (1959) и “Океан” А. Штейна (1960).

В драме А. Штейна на равных правах сосуществуют два героя времени - “железный”, несгибаемый Александр Платонов и интеллигентный, внутренне сложный, ищущий Костя Часовников. Оба героя - военные моряки, оба необходимы флоту, и каждый по-своему дорог автору: Платонов - обостренным чувством ответственности за свое дело, за своих друзей и подчиненных, четко определенной идейной позицией, Часовников - тем, что “много, много думает” о своем месте в жизни, бескомпромиссной честностью и верностью долгу в критической ситуации.  Ни того ни другого героя автор старается не идеализировать, они много спорят, у каждого есть свои недостатки. Платонову присуща волевая жесткость, иногда переходящая в прямолинейность, в душевную глухоту, ему еще многому предстоит научиться в сложной и деликатной сфере человеческих взаимоотношений, в том числе с любящей его женой. У Кости Часовникова, быть может, излишне нервная и вспыльчивая натура, он учиняет нелепый дебош в знак несогласия со своим другом, вычеркнувшим его фамилию из очередного списка на демобилизацию.

Особенно важно и интересно в пьесе “Океан” то, что автор не спешил стать на сторону того или другого героя. Это было ново для советской драматургии, привычной к тому, что в произведении обязательно должен быть герой - проводник авторских идей, носитель непреложной истины.  Но драматургов-шестидесятников интересовали не только события и обстоятельства чрезвычайные и характеры необычные, яркие. Все чаще их привлекали разные стороны повседневного существования самых обычных людей. Таких драматургов, как А. Володин (”Фабричная девчонка”, 1956; “Пять вечеров”, 1957; “Старшая сестра”, 1961), Л. Зорин (”Гости”, 1953), Э. Радзинский (”104 страницы про любовь”, 1964; “Чуть-чуть о женщине”, 1968), часто упрекали в “бытописательстве” и “мелкотемье”, но режиссеров, актеров и зрителей это не смущало. В их произведениях они искали и находили пристальное внимание к психологии человеческих отношений, добрый, ироничный взгляд на окружающую действительность, поэтизацию милых “мелочей” быта, а также узнаваемые, достоверные жизненные ситуации и характеры.

По всей стране, от Ленинграда до Владивостока, с неизменным успехом шла в 1960-е годы пьеса Л. Зорина “Варшавская мелодия” (1967). Она начинается с точного определения исторического времени: “В Москве в сорок шестом декабрь был мягкий, пушистый”, а в начале второй части звучат слова Виктора: “Прошло десять лет, и я оказался в Варшаве”. Такая хронологическая определенность не случайна, ибо основная тема пьесы Зорина - судьбы двух “маленьких” людей в “большом” потоке истории, их тесная и часто роковая сопричастность времени. Таким образом, камерная, лирическая история не сложившейся любви Гелены и Виктора вырастала до трагических масштабов исторической необходимости, не теряя при этом поэтичности и естественного звучания.

В чем причина драматичной судьбы этих двух героев? Только ли в том, что она, юная полька, и он, вчерашний фронтовик, не могут соединить свои судьбы, потому что законодательство первых послевоенных лет запрещало браки советских граждан с иностранцами? Причины происшедшего, по мысли драматурга, гораздо глубже и сложнее. О них задумывается Гелена уже в одном из первых эпизодов “Варшавской мелодии”: “Я просто думаю, сколько  людей живут со мной в одно время и я их никогда не узнаю. Всегда и всюду границы, границы… Границы времени, границы пространства, границы государств. Границы наших сил. Только наши надежды не имеют границ”.

Значит, трагедия не только во внешних запретах и ограничениях, но и в том, что силы и внутренние нравственные ресурсы человека тоже не безграничны. Этот горький вывод героини подтверждается всем дальнейшим развитием действия пьесы. Если в первой части, в 1946 г., герои столкнулись с непреодолимым внешним препятствием, то во второй части, в 1956 г., этого препятствия уже не существует. Более того, судьба сама дарит Виктору удивительный шанс - новую встречу с Геленой, которая по-прежнему его любит, и возможность начать все сначала. Но герой сам отказывается от подарка судьбы, потому что оказался не готов к этому “обыкновенному чуду”. Он уже боится перемен, он стал вялым, апатичным и предпочитает плыть по течению. Героиня оказалась права: подчас мы сами, избрав те или иные жизненные установки, воздвигаем границы гораздо более непреодолимые, чем границы государств.

Последняя встреча героев еще через десять лет уже не определяет их судьбы и является своеобразным постскриптумом к первым двум. Казалось бы, их жизни сложились вполне благополучно: Гелена стала знаменитой певицей, Виктор - доктором наук, крупным специалистом в своей области. Однако прощальная песня Гелены напоминает зрителям не о житейском благополучии, а о несбывшихся надеждах, о таком возможном, но так и не осуществившемся счастье, о том, что люди, самой судьбой предназначенные друг другу, в силу сложившихся обстоятельств воздвигли границы на пути собственного чувства.


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Сочинение по произведениям драматургов шестидесятников . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz