Сочинение на тему История украинского народа в творчестве И. Кочерги
Классик украинской литературы Иван Антонович Кочерга известен как выдающийся творец исторической драмы. Мудрый философ, добрый мечтатель и гуманист, он верил в людей, прославлял благородство их душ, силу их ума и творческой энергии, с увлечением и удивлением воспевал высокие порывы их сердец. Светлыми чувствами любви к человеку пронизаны лучшие произведения И. Кочерги: «Алмазное жерно», «Свечкина свадьба», «Ярослав Мудрый», в которых воспроизведена героическая и трагическая история нашего народа. Первым произведением, написанным на историческую тему, была комедия «Фея горького миндаля» (1925), действие которой происходило в начале XIX столетия. Эта комедия была оценена критиками преимущественно отрицательно. Итак, первая попытка И. Кочерги создать «историческую драму из жизни украинского города» закончилась неудачей, тем не менее, к названной теме он будет возвращать еще не раз.
Работа над «Феей горького миндаля», как и предыдущий опыт, убедили писателя, что без основательного изучения научной литературы и документальных источников, исторически достоверное художественное произведение не написать. Одного вымысла, авторской фантазии и рассказами, какими бы щедрыми и буйными они не были, здесь не обойтись. Поэтому каждое следующее произведение И. Кочерги о прошлом базируется на серьезной научно-исследовательской работе, внимательной обработке архивных материалов, подробных консультациях специалистов. Такой подход дал положительные итоги уже в драме «Алмазное жерно», в которой воспроизводится одна из самых трагических страниц истории украинского народа - кровавая расправа польской шляхты над гайдамаками, а точнее, так называемые коднянские судебные процессы.
Гайдамацкое движение, которое длилось на Украине в течение всего XVIII столетия, приобрел особую силу в 1768 году (Колиевщина). Это было, в самом деле, общенародное восстание, которое стало реальной угрозой не только для панства Польши и России, а и встревожило правителей Венгрии, Турции, Пруссии. Как и другие крестьянские восстания, Колиевщина была утоплена в крови. Особенно жестокие приговоры выносил судья Стемповский в городе Кодни, что на Житомирщине. Ознакомившись с «Кодненськой книгой судебных дел», И. Кочерга и задумал написать «Алмазное жерно», в котором глубоко трагический конец восстания подается через восприятие, психологию и судьбы представителей разных социальных прослоек тогдашнего общества. В пьесе перед нами проходят гайдамаки и польская шляхта разных рангов, жертвы и палачи, активные борцы и те, кто старается остаться над борьбой, кто в вире могущественных исторических катаклизмов стремится оградиться от бурь и тревог мира эфемерными понятиями частной жизни. К сожалению, почти все благородные и честные герои пьесы так или иначе терпят поражение, но «Алмазное жерно» воспринимается как произведение оптимистичное. Ведь идеалы, за которые боролись, которые отстаивали эти герои, - из категории вечных человеческих ценностей.
В 1930 году драматург снова возвращается к историческому прошлому нашей страны и пишет драматическую поэму «Свечкина свадьба». Это, собственно, возвращение к теме, осмысливаемой драматургом еще в своем первом произведении «Песня в бокале». В «Свечкиной свадьбе» тема конкретизировалась (это уже не немецкий средневековый город, а Киев), приобрела историческую достоверность, так как источниками ее стали такие документы, как грамоты литовских князей 1494 и 1506 годов о запрете света в Киеве. Сохраняя высокий романтический пафос рассказа, И. Кочерга изображает целиком реальную, невыдуманную, обычную жизнь наших пращуров, с особым вниманием воссоздает их быт, верование, обряды и т.п..
В этой поэме драматург обратился к событиям XV-XVI столетий, когда Киев находился во власти литовских феодалов. Изучая акты Литовско-Русского государства, Кочерга нашел грамоты князей о запрете света в Киеве. «Когда я случайно натолкнулся на мотив «запрета света», то этот мотив и послужил темой для этой драмы, меня захватила в нем возможность нарисовать цветастую картину сугубо городской жизни и социальной борьбы в старинном городе, а на этом живописном фоне создать обобщенный образ борьбы Украины за свою волю и самобытную культуру». В этой драматической поэме писатель ярко и мастерски нарисовал борьбу киевских ремесленников против литовских князей в конце XV - начале XVI столетия за свет и человеческие права.
Настоящее художественное открытие является всегда результатом нелегких поисков и настойчивой целенаправленной работы. И подтверждением этого будет следующее произведение И. Кочерги, написанное на историческую тему - «Ярослав Мудрый». Произведение великое, оригинальное по смыслу и художественно совершенное, в котором яркий самобытный талант раскрылся в полную силу. В этой поэме драматург изображает суровые и героические времена, когда наши пращуры боролись за единство Киевской Руси, за ее мирное развитие и процветание. Действие пьесы происходит на протяжении 1030 - 1036-х годов. Автор художественно убедительно показывает трудности, которые приходилось одолевать Ярославу в борьбе за укрепление Русского государства. По жанру «Ярослав Мудрый» - историческая драматическая поэма романтического плана. В ее основу положены факты и события, известные из исторических документов. В этом произведении драматург возвеличивает священные чувства патриотизма русских людей, их борьбу за укрепление единства Киевского государства, готовность грудью встать на защиту родной земли и способность подчинять личное интересам всего народа. Это «нелегкий и временами мучительный поиск правды и мудрости жизни вместе с народом и на пользу отчизне».
Произведения Ивана Антоновича Кочерги учат нас любить свою историю, свое знаменитое прошлое, прививают нам благородные чувства патриотизма, гуманизма, гордости за величие и гений народа - творца истории и бессмертной культуры.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Сочинение на тему История украинского народа в творчестве И. Кочерги . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: