Развенчание романтики гражданской войны в новелле «Я (Романтика)» Н. Волнового
Неужели было это так? А может, то призрак? Не знаю? Не скажу? И пахнет сорняками, а может, и чабрецем… а по ярах - огни? …огни… …огни… Октябрьская революция… Сколько ожиданий, сколько стремлений, сколько таинственных желаний о «тихих озерах загорной коммуны», сколько романтической веры в торжество революционных идеалов. Это было начало нового этапа активного общественного действия, кипучей творческой энергии, могущественной волны в развитии человеческих, общественных и национальных взаимоотношений… Но нарастающая волна гражданской войны, к сожалению, поглощает романтику большевистской революции, оставляя кровопролитие, братоубийство, беспрерывные смены власти, репрессии, распространение недоверия и подозрения в обществе. Конечно, в такой сложный исторический период бушующих изменений нелегко оставаться человеком. Нелегко было и Николаю Волновому, который фанатически верил в революцию, в ее идеалы, а потом увидел, что эти идеалы деформированы. Он не порывал с большевистской партией, не предал революционных идеалов, но не мог дальше закрывать глаза на то, что творилось в стране от лица партии. Не хотел, не мог раздваиваться, и встал перед проблемой выбора: «Я - чекист, но я и человек». В этом трагическом афоризме - суть тех разногласий, которые резали душу писателя. Тех разногласий, которые не дают покоя и главному герою новеллы «Я (Романтика)», который попадает в созданную революционными идеями ловушку.
«Бредут народы, и года, и само время», изменяются эпохи, на смену одним поколениям приходят другие, а человек всегда стоит перед проблемой выбора, борется со своим «хозяином» - звериным инстинктом - за право называться человеком. За это право борется и главнокомандующий черного трибунала коммуны. Он служит благородному делу и высокой идее: его зовет загорная коммуна - страна счастья и благодати для всех голодных, жаждущих и обделенных духом, зовет само бессмертие. Это - в мечтах. Тем не менее, на самом деле. герой идет в никуда, останавливается в полнейшей безысходности. Почему? Кто виноват в том страшном преступлении, которое совершил герой? Не задумываясь, можно дать ответ - гражданская война. Так как она, как и каждая война, противоречит самой природе человека с ее вечными стремлениями добра, красоты, так как несет кровь, страдание, смерть.
- …Шесть на моей совести? Нет, это неправда. Шесть сотен, шесть тысяч, шесть миллионов - тьма на моей совести!
Так, он инсургент, его обязанность вершить революционный суд, тот, кто против коммуны - должен погибнуть, так как коммуну окружают версальцы, поэтому не может в его душе поселиться сочувствие, сомнение «мятежного» сына матери Марии. Марии, которая предчувствует грозу и раскол внутреннего «я» настоящего коммунара, которая явится перед ним, юным фанатиком коммуны, в образе милосердной матери, которая умеет прощать своим сынам раздвоения души. «Неужели я, солдат революции, сдамся в этот ответственный момент? Неужели я покину караул и позорно предам коммуну?» Нет, так как на карауле стою» И мотив его души - «верный пес революции» - Дегенерат. Не случайно Н. Волновой наделяет этого героя таким именем, так как войны калечат человеческие души. В тяжелое время испытаний вынырнула вся мизерность, нечисть человеческая, которая кроме страшного «расстрелять» ничего другого не знала. Такой по своей природе и доктор Тагабат, который расстреливает невинных людей, приносит им страшные пытки под свое азиатское «ала-ла-ла». Возможно, в этих нечеловеческих условиях более человечным остается Андрюша, который старается вырваться из этого страшного окружения, хочет убежать на фронт. Это он делает попытку отпустить мать главнокомандующего, это он при массовых расстрелах еще бледнеет, перепуганно смотрит, старается кое-как изменить приговор. Но и у него, как и у многих других коммунаров, был свой сторож - страх оказаться на месте версальцев. Все они руководствовались зверским инстинктом, как и главнокоандующий черного трибунала, все находились в животном экстазе, когда совершали убийства. Жестокий тезис юного фанатика коммуны: «Будут сотни расстрелов» во имя приближения «загорной коммуны» - окажется пророческим.
Как же так могло случиться, что и святая цель, ради которой проливалась кровь, совершалось насилие, начинает тускнеть, набухать кровью невиновных, почему так произошло, что и мать вынуждена прислоняться к затихающему сердцу своего блудного сына, который запутался на трагических дорогах революции, исчерпался морально, утратил веру и в отчаянии поднимает руку на свою мать? К сожалению, революционное «я» побеждает человеческое. Если задуматься, то как страшно убивать людей во имя лучшего будущего - за светлое завтра. Какое же оно «светлое», если все в крови? Герой, который убивает мать, обречен на гибель. А в бездне тихо умирал месяц, «надвигались тучи», которые, кажется, старались скрыть «тихие озера загорной коммуны».
Так, не существует человека без сомнений и нерешительностей. Тем не менее, есть вещи, которые не выбирают. Человек, который променял настоящие ценности на фальшивые, обречен на забвение, такой человек лишается человеческой морали и даже самого тайного инстинкта - уважать мать и отца своего.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Развенчание романтики гражданской войны в новелле «Я (Романтика)» Н. Волнового . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения:
- Сочинение на тему Лицо автора в новелле «Я (Романтика)»
- «Третья рота» Владимира Сосюры - образец мемуарной прозы
- Пафос этических исканий в пьесе Брехта «Кавказский меловой круг»
- Сочинение рецензия по пьесе А. Корнейчука “Фронт”
- А сейчас пишем произведение: Украинское село 20-х годов в пьесах Николая Кулиша