В наше время африканская фауна находится под угрозой, как и животный мир других континентов. В век научно-технической революции животные могут существовать только в симбиозе с человеком, и от человека зависит, уцелеет или погибнет среда обитания, без которой невозможно продолжение жизни. Принятые во многих странах законы об охране природы вызваны необходимостью предотвратить пагубные последствия нарушения экологического равновесия, установившегося в биосфере Земли за миллионы лет эволюции. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а стало быть, и всего человечества. Эту непреложную истину настойчиво внушают читателям современные писатели-анималисты, посвятившие свою деятельность защите животных от бессмысленного варварского истребления.
Неослабевающий интерес читателя к героическому периоду истории североамериканских индейцев стимулирует появление новых книг, из которых переведено несколько значительных произведений современных писателей ГДР и Польши. Классические романы Ф. Купера, Майн Рида, Г. Эмара, «Песнь о Гайаваге» Лонгфелло, повести Д. В. Шульца далеко не исчерпывают тему и не во всем отвечают критерию исторической объективности. Старые книги продолжают жить, но наряду с ними библиотеку школьника пополняют повести об индейцах, написанные в недавние годы. На добросовестном изучении истории и культуры ирокезов основана повесть Анны Юрген «Георг - Синяя Птица, приемный сын ирокезов», пер. с нем. А. Ломана. Мальчик-англичанин Георг Ростэр попадает в плен к ирокезам во время англо-французской войны 1755-1763 годов. Усыновленный вождем племени Малым Медведем, он настолько сближается с приемными родителями, что чувствует себя настоящим индейцем. Когда его через несколько лет насильно возвращают в английский поселок, он не может привыкнуть к образу жизни своих белых родственников и убегает к усыновившим его ирокезам.
Агния Барто в «Записках детского поэта» утверждает значение детской поэзии формировании личности человека. Поэзия, по ее глубокому убеждению, «готовит ребенка с малых лет воспринимать добро, справедливость, дружбу, человечность». Она призвана охранять нравственную чистоту детей, откликаться на их интерес к современности, раскрывать перед ними мир. По счастливому выражению Б., Брайниной, детский поэт - садовник человеческих душ. Критик Ст. Рассадин выразительно озаглавил свою книгу о поэзии для детей строкой из Бориса Пастернака: «Так начинают жить стихом». Недооценка поэзии и ее активного воздействия на ребенка может оВернуться эмоциональной глухотой, непоправимыми нравственными изъянами тех, кто был обделен в ранние годы стихами и сказками.
Сказки, в отличие от мифов,- самая ранняя форма осознанного устного творчества - то, что называл Пушкин «первоначальными играми человеческого духа». Иначе говоря, сказители и слушатели видели в сказочном повествовании не реальность, а вымысел, игру фантазии. Но вымысел жестко подчинялся традиции. Действующие лица сказок могут быть сведены к нескольким основным типам, выполняющим в одной и той же последовательности все те же неизменные функции. При этом у разных народов (племенных групп) на одинаковом культурно-историческом уровне возникали сходные сказочные сюжеты, отражавшие архаическую стадию общественного бытия и сознания. В древнейших сказках сохранились следы языческих верований и даже первобытных обрядов, утративших былое магическое значение.
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви к труду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей - выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» - простой мужик, оратай: